С первых дней победы Октябрьской социалистической революции и перехода к мирному строительству социализма в нашей стране перед народом встала задача восстановления промышленности, разрушенной гражданской войной и интервенцией.

Доставшееся нам в наследство от царской России оборудование было настолько изношено или повреждено, что использовать его можно было только после капитального или восстановительного ремонта.

Советская Россия находилась в кольце враждебных капиталистических государств, поэтому неоткуда было ждать помощи и негде было приобрести необходимые станки, механизмы и машины.

Выход был только один:
восстановить промышленность собственными силами. И тогда по призыву В. И. Ленина рабочие заводов и фабрик как подлинные хозяева страны занялись восстановлением предприятий, ремонтом имеющегося оборудования.

За сравнительно короткий период на отремонтированном оборудовании заводов, фабрик и шахт наш народ сумел не только восстановить дореволюционный уровень производства промышленной продукции, но и значительно превзойти его, а затем перейти к электрификации и индустриализации страны.

Ленинский план создания материальной основы социализма в нашей стране на базе ее электрификации — первый государственный перспективный план восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства Советской России на высшей технической основе.

В нем были предельно четко конкретизированы основные задачи в области энергетики: создание мощных районных тепловых электростанций с использованием местных видов топлива; широкое строительство гидроэлектрических станций и высоковольтных линий электропередачи; организация районных энергетических систем с перспективой их объединения в единую высоковольтную сеть страны. План предусматривал восстановление, реконструкцию, расширение довоенного электрохозяйства и строительство 30 новых электростанций.

Советский народ с воодушевлением взялся за выполнение великого плана. Не случайно VIII съезд Советов, утвердивший план ГОЭЛРО, выразил непреклонную уверенность, что все советские учреждения, все Советы депутатов, все рабочие и трудящиеся крестьяне напрягут все силы и не остановятся ни перед какими жертвами для осуществления плана электрификации России во что бы то ни стало и вопреки всем препятствиям.

Следуя ленинским курсом, народ под руководством партии и правительства сумел превратить нашу страну в мощную индустриальную державу, создающую на основе электрификации материально-техническую базу коммунистического общества.

Новые рубежи развития электроэнергетики в нашей стране установил XXIV съезд КПСС. Непрерывное опережающее развитие в Советском Союзе электроэнергетики, а также ежегодно возрастающее производство и внедрение различного электрооборудования во все отрасли народного хозяйства выдвигают требование организации ремонта электрических машин и аппаратов в таких масштабах и на таком техническом уровне, при котором обеспечивалась бы их длительная нормальная работа.

Выступая на XXIV съезде КПСС и указывая на необходимость максимального использования имеющегося в стране оборудования, товарищ Л. И. Брежнев сказал: «В стране сейчас огромное количество разнообразной техники, и если мы ее неумело или неполностью используем, неоправданно сокращаем ее жизнь, то это наносит значительный урон народным интересам».

Одним из наиболее действенных средств поддержания оборудования в должном техническом состоянии и продления жизни оборудования является, как известно, своевременный и качественный его ремонт.

Объем и сложность ремонтируемого электрооборудования ежегодно возрастают, в связи с чем возникает необходимость постоянного совершенствования технологии и сокращения сроков ремонта, повышения технической оснащенности ремонтных цехов и предприятий, привлечения к ремонтным работам наиболее квалифицированных рабочих-ремонтников, развития рационализаторской деятельности ремонтного персонала.

В последнее время улучшилась оснащенность ремонтных предприятий, более широко развернулась деятельность рационализаторов, что позволило не только качественно изменить характер труда ремонтного персонала, но и существенно улучшить технологию ремонта и на этой основе снизить его стоимость.

Так, благодаря совершенствованию технологии и, в частности, переходу на поточно-узловой метод стоимость ремонта электродвигателей мощностью до 100 кет снизилась в 1970 г. по сравнению с 1965 г. в среднем на 15%, а электрических аппаратов напряжением до 1000 в — на 26%. Снижение стоимости ремонта электрооборудования имеет большое экономическое значение, так как сокращение затрат государства на эти цели на 1 % позволяет ежегодно экономить десятки миллионов рублей.

Главная роль в улучшении всех экономических и технических показателей ремонта принадлежит ремонтным рабочим. От их знания конструкций машин, аппаратов и приборов, умения выявлять неисправности и устанавливать их причины, а также от знания наиболее прогрессивных способов ремонта оборудования зависят, в конечном счете, все показатели ремонта.

Современный рабочий, занятый ремонтом электрооборудования, должен быть всесторонне подготовленным специалистом. Задаче подготовки квалифицированного ремонтного персонала и призвана служить эта книга. Для углубления знаний по ремонту отдельных видов промышленного электрооборудования электромонтерам-ремонтникам рекомендуется обращаться к специальной литературе, перечень которой приведен в конце книги.

Учебник написан на основе опыта работы электроцехов машиностроительных заводов. В нем учтены передовые методы ремонта, применяемые на специализированных электроремонтных заводах. В книге описаны организация и технология ремонта электрических машин и аппаратов общего применения.

Ремонт технологического электрооборудования предприятий, а также электрических аппаратов специального исполнения (тропическое исполнение, для Крайнего Севера и др.) в учебнике не рассмотрен.

Третье издание книги дополнено перечнями основных требований при ремонте взрывозащищенного электрооборудования и обязательных операций при ремонте устройств релейной защиты и автоматики, описанием способов проверки аксиальных и радиальных зазоров подшипников качения.

Изложение материала в книге соответствует программе подготовки электромонтеров по ремонту электрооборудования промышленных предприятий, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Сварка токоведущих жил кабелей в термитном патроне

Сварку токоведущих жил кабелей в термитном патроне производят в следующей последовательности. Зачищают, а затем обезжиривают ацетоном или бензином концы соединяемых жил. Устанавливают на жилах термитный патрон. Уплотняют жилы асбестовым шнуром….

Испытания кабелей после ремонта

После ремонта кабели напряжением до 1 кв испытывают мегомметром на 1000 б. При этом проверяют состояние изоляции кабеля, нет ли в кабеле обрыва жил, заземления фаз или ассиметрии в сопротивлении…

Монтаж кабельных соединительных муфт

Кабельные соединительные муфты служат для герметизации участка соединения кабелей и предохранения его от механических воздействий. Муфты применяют чугунные, свинцовые или эпоксидные. Чугунные муфты типа ЧМ применяют для герметизации и защиты…

Приложение 1

Цементирующие составы (замазки) для армировки фарфоровых изоляторов Материалы, входящие в состав замазки Составные части замазки (по весу) Способ приготовления Время Примечание для схватывания для полного затвердевания Глето-глицериновая замазка Глет свинцовый…

Монтаж чугункой соединительной муфты

Чтобы присоединить к кабелю заземляющий провод, прикрепляют его к бронелентам и оболочке кабеля бандажами из стальной оцинкованной проволоки диаметром 1,0 — 1,5 мм, после чего места присоединения пропаивают припоем ПОС-З0….

Приложение 2

  Индекс___ ___район Электроустановка №___ Дата капремонта___ Акт №___ капитального ремонта (плановый, внеочередной) масляного выключателя типа___ Присоединение___ Дата предыдущего капремонта «___» 197___г. Между капитальными ремонтами выключатель отключил___ коротких замыканий. Ремонт…

Монтаж свинцовых соединительных муфт

Свинцовые муфты служат для герметизации и защиты участков соединений кабелей на 6 и 10 кв. Их изготовляют из свинцовых труб с внутренним диаметром 60 — 110 мм и толщиной стенок…

Приложение 3

Дефектационная карта № Заказ №___ Индекс___ Маршрутная карта №___ Наименование оборудования___ Тип и заводской номер___ Дата поступления в ремонт___ Срок выполнения ремонта___ Дата выхода из ремонта___ I. Характеристика и технические…

Монтаж свинцовых соединительных муфт (ролики и рулоны)

Поливают участки разделки и соединения жил прошпарочной массой МП-1, подогретой до 120 — 130 °С, чтобы удалить с них возможные загрязнения и влагу, а также ввести в изоляцию дополнительно некоторое…

Приложение 4

Периодичность и нормы испытания защитных средств Номер n/n Наименование защитный средств Напряжение электроустановки Испытательное напряжение Продолжительность испытаний Сроки периодических испытаний 1 Изолирующие штанги (кроме измерительных) 35 кв и ниже Трехкратное…

Монтаж свинцовых соединительных муфт (наложение дополнительной изоляции)

Наложение дополнительной бумажной изоляции в местах соединения жил начинают с оголенных участков между торцами гильзы и ступенями заводской изоляции жил (при соединении кабелей с алюминиевыми жилами сваркой образовавшееся утолщение в…

Монтаж свинцовых соединительных муфт (разбортовка оболочки кабеля)

После изолирования мест соединений всех трех жил и промывки изоляции прошпарочной массой жилы сближают вплотную и на них наматывают общий бандаж толщиной 2 мм из пропитанной бумажной ленты шириной 50…