Назначение и конструкции аккумуляторов

В электроустановках промышленных предприятий аккумуляторы используют в качестве независимых источников питания устройств релейной защиты и автоматики, сигнализации, аварийного освещения и др.

Широко применяют аккумуляторы в заводских подъемно-транспортных механизмах, в частности в электротележках и электроподъемниках. Чтобы создать мощные источники постоянного тока напряжением в несколько десятков или сотен вольт, аккумуляторы соединяют в батареи.

Если надо создать батарею с большими разрядными токами, аккумуляторы соединяют параллельно, т. е. их одноименные полюса соединяют друг с другом. При этом емкость всей батареи равна сумме емкостей отдельных аккумуляторов, а напряжение остается равным напряжению одного аккумулятора.

Если же требуется создать батарею напряжением, превышающим напряжение одного аккумулятора (1,5 — 2 в), соответствующее количество аккумуляторов соединяют последовательно, т. е. положительный полюс одного аккумулятора соединяют с отрицательным полюсом другого аккумулятора и т. д.

При этом напряжение батареи равно сумме напряжений отдельных аккумуляторов, а ее емкость — емкости одного аккумулятора. Так, для создания батареи напряжением 12 в соединяют последовательно шесть аккумуляторов напряжением по 2 в или десять аккумуляторов напряжением по 1,2 в.

Если необходимо создать мощную батарею напряжением 110 или 120 в, применяют смешанное соединение, при котором в одной установке могут быть соединены параллельно и последовательно не только отдельные аккумуляторы, но и целые группы аккумуляторов.

Электрический аккумулятор является химическим источником постоянного тока. Он состоит из сосуда с электролитом, в который погружены положительный и отрицательный электроды.

Действие аккумулятора основано на обратимых электрохимических процессах:
он заряжается при подключении его электродов к источнику постоянного тока (генератору, выпрямителю) и разряжается, когда к его электродам присоединяется потребитель электрической энергии.

Процессы заряда и разряда аккумулятора могут повторяться много раз (практически до полного износа электродов), поэтому аккумулятор называют химическим источником тока многократного действия.

По составу электролита аккумуляторы делятся на кислотные и щелочные. Электролитом в кислотных аккумуляторах служит водный раствор серной кислоты, в щелочных — водный раствор едкого кали.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Заливка кислотных аккумуляторов

Раствор вливают в аккумулятор медленно, доводя его до требуемого уровня. Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10 — 15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов. Залитые аккумуляторы…

Меры безопасности при ремонте аккумуляторов

Категорически запрещается входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, курить в нем, пользоваться нагревательными приборами или паяльными лампами. Если необходимо выполнять работы, связанные с применением паяльных ламп или электродуговых паяльников,…

Контрольные вопросы

При ремонте аккумуляторов надо остерегаться попадания электролита на кожу и в глаза. Работу с кислотой или щелочью необходимо выполнять в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и сапогах. Окончив работу,…

Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы могут быть стационарными или переносными. Стационарный кислотный аккумулятор состоит из бака 1 и свинцовых пластин 2 и 5. Бак изготовлен из дерева и покрыт внутри листовым свинцом. Большинство…

Щелочные аккумуляторы

Щелочной аккумулятор состоит из бака 1, изготовленного из листовой стали толщиной 0,8 — 1 мм, и пластин 2, набранных в виде пакетов из тонких стальных лент, в которые запрессовано активное…

Неисправности аккумуляторов

Неисправности возникают в аккумуляторах вследствие нарушения режимов работы и зарядки, при несоблюдении правил ухода за ними, а также в результате нарушения сроков ремонта. Неисправности в аккумуляторах приводят чаще всего к…

Неисправности кислотных аккумуляторов (короткие замыкания и разрушение сепараторов)

В кислотных аккумуляторах неисправности проявляются в виде короткого замыкания между пластинами, разрушения сепараторов, сульфатации и разрушения пластин, образования шлама и коррозии решеток. Короткие замыкания между пластинами аккумулятора возникают в результате…

Неисправности кислотных аккумуляторов (разрушение пластин — коррозия решеток)

Разрушение пластин происходит при больших зарядных и разрядных токах и выражается в выпадении из них активной массы, которая оседает на дно бака в виде шлама. Электролит делается мутным и приобретаеткоричневую…

Неисправности щелочныз аккумуляторов

Щелочные аккумуляторы повреждаются реже, чем кислотные. Возникшие в них неисправности зачастую устраняются после их промывки и смены электролита. Наиболее часто встречаются такие неисправности, как потеря емкости, вспучивание бака и чрезмерный…

Текущий ремонт аккумуляторов

При текущем осмотре, производимом 1 — 2 раза в месяц, проверяют: целость баков и уровень электролита в них, отсутствие окислов в местах соединения шин с наконечниками; состояние сепараторов, температуру и…

Капитальный ремонт аккумуляторов

Аккумуляторную батарею выводят в капитальный ремонт при понижении емкости у значительного числа аккумуляторов, повреждении сепараторов у большинства их, росте и короблении пластин более чем у 6 — 8% общего числа…

Разборка переносного аккумулятора

При разборке переносного аккумулятора прежде всего снимают перемычки, высверливая межэлементные соединения на глубину, превышающую на 1 — 2 мм их толщину. Затем вскрывают аккумулятор, для чего предварительно удаляют мастику между…