Вопросы экономики строительства
Главная / Справочник строителя / Вопросы экономики строительства

Сущность и принципы экономической реформы в строительстве

Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.

В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.

Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.

Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.


Схема основных положений и элементов новой системы планирования
и экономического стимулирования строительного производства

Сущность и принципы экономической реформы в строительстве  Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.  В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.  Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.  Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.  Схема 8 Схема основных положений и элементов новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства  Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.   К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.  Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.  Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:  оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;  расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;  сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.   Смотрите далее - Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями *СП СССР, 1969, № 15, ст. 82. **Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.«Справочник строителя», М.С.Екельчик


Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.

К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.

Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.

Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:

  • оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;
  • расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;
  • сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.

Смотрите далее – Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями

*СП СССР, 1969, № 15, ст. 82.
**Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.

«Справочник строителя», М.С.Екельчик

План механизации работ (ф. № 3 сф)

Состоит из двух подразделов: плана механизации работ и затрат на эксплуатацию машин и механизмов; плана потребности в строительных машинах. Разработка плана механизации должна быть направлена на оптимальное использование машин, обеспечение в данных конкретных условиях наибольшей производительности труда рабочих. К плану механизации работ прилагаются три вспомогательных расчета: количество материалов и конструкций, подлежащих перемещению в зоне работ;…

План строительного производства для специализированных организаций

Для специализированных организаций, выполняющих отдельные виды работ (без монтажа основного технологического оборудования), устанавливаются задания по вводу в соответствии со сроками завершения ими комплексов монтажных и специальных работ по вводимым в эксплуатацию объектам и мощностям. В план строительного производства включаются объекты и этапы работ, обеспеченные проектной документацией, финансированием, оборудованием, материалами и конструкциями. При составлении плана строительного…

Изменения в годовом плане подрядных работ

В связи с тем, что утвержденные годовые планы подрядных работ по объектам могут изменяться до 15 февраля текущего года, корректировка стройфинплана должна быть закончена организацией не позднее марта того же года. В начале стройфинплана дается сводная таблица технико-экономических показателей, которая составляется путем выборки показателей из соответствующих форм (разделов) стройфинплана и отдельных расчетных аналитических таблиц. В…

Координацию работ по составлению стройфинплана

Координацию всех работ по составлению стройфинплана, методическое руководство, а также увязку всех разделов и объединение в единый плановый документ осуществляет планово-экономический отдел с привлечением экономической лаборатории (смотрите таблицу ниже). Примерная схема распределения обязанностей но составлению стройфинплана Разделы плана Отделы и службы организации ответственные за составление раздела участвующие в составлении раздела Технико-экономические показатели Плановый Экономическая План…

Этапы составления стройфинплана

Вся работа по составлению стройфинплана производится последовательно в два этапа. На первом этапе в соответствии с пятилетним планом разрабатывается проект: годового плана по вводу в действие объектов и мощностей; годового плана строительно-монтажных работ по объектам и этапам, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчикам; расчетного общего годового плана строительно-монтажных работ, в том числе объем,…

Стройфинплан в новых условиях хозяйствования

Годовой производственно-экономический план (стройфинплан) является основным направляющим и организующим документом в деятельности строительной организации по выполнению государственного плана. Стройфинплан разрабатывается строительно-монтажными организациями, в том числе и трестами, на которые распространяется действие «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». В связи с переходом на новую систему хозяйствования значение стройфинплана значительно возросло. Резко сокращено число плановых показателей, утверждаемых…

Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями

К ним относятся: ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с проектной документацией и титульными списками, объемы строительно-монтажных работ по объектам или этапам работ, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчику гю их сметной стоимости; темп роста производительности труда в соответствии с пятилетним планом, составленным по годам; общий фонд заработной платы…

Резерв для обеспечения выплаты премии ИТР и служащим

Для обеспечения выплаты премии ИТР и служащим за выполнение планов работ за квартал, предшествующий переходу организации на новую систему, создается резерв с отнесением затрат на его образование, на себестоимость строительно-монтажных работ того квартала, за результат которого выплачиваются премии. Образование этого резерва производится в пределах суммы сверхплановой: экономии по себестоимости того квартала, за который выплачиваются премии….

План потребности в материальных ресурсах (ф.№ 6 сф)

В этом разделе определяется потребность в материалах и конструкциях для выполнения намеченного плана строительно-монтажных работ, подсобных производств, а также для передачи субподрядным организациям (по договорам) и обслуживающим хозяйствам (ЖКХ и др.). При расчетах учитывается наличие остатков на начало года и переходящий запас, намеченный на конец года. Основанием для подсчета потребности в материалах и конструкциях на…

Превышение планово-расчетных цен

При всех условиях планово-расчетные цены не должны превышать сметные с учетом установленных компенсаций. В связи с переходом строительно-монтажных организаций на новую систему хозяйствования внесены соответствующие дополнения к «Указаниям о порядке составления и применения планово-расчетных цен»**. Эти дополнения связаны с установлением порядка пользования планово-расчетными ценами в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования. В частности, указано,…

Примерный перечень накладных расходов строительных организаций

Примерный перечень накладных расходов в строительстве в процентах к прямым затратам приведен в таблице. Примерный перечень накладных расходов строительных организаций по статьям в процентах к прямым затратам и общей сумме № п.п Наименование статей Проц. к прямым затратам Проц. к общей сумме расходов данной статьи Заработ плата Материлы, топливо, энергия Амортизация Прочие денежные расходы I.Административно-хозяйственные…

Плата за фонды

Плата за фонды (основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства) является одним из основных мероприятий, проводимых в процессе осуществления экономической реформы. Она введена в целях экономического воздействия на повышение заинтересованности подрядных организаций в лучшем использовании имеющихся производственных фондов. Разбивка пятилетнего плана Пятилетний план с разбивкой его по годам — основная форма государственного планирования капитального строительства….