Сущность и принципы экономической реформы в строительстве
Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.
В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.
Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.
Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.
Схема основных положений и элементов новой системы планирования
и экономического стимулирования строительного производства
Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.
К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.
Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.
Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:
- оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;
- расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;
- сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.
Смотрите далее — Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями
*СП СССР, 1969, № 15, ст. 82.
**Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.
«Справочник строителя», М.С.Екельчик
Состоит из двух подразделов: плана механизации работ и затрат на эксплуатацию машин и механизмов; плана потребности в строительных машинах. Разработка плана механизации должна быть направлена на оптимальное использование машин, обеспечение…
Для специализированных организаций, выполняющих отдельные виды работ (без монтажа основного технологического оборудования), устанавливаются задания по вводу в соответствии со сроками завершения ими комплексов монтажных и специальных работ по вводимым в…
В связи с тем, что утвержденные годовые планы подрядных работ по объектам могут изменяться до 15 февраля текущего года, корректировка стройфинплана должна быть закончена организацией не позднее марта того же…
Координацию всех работ по составлению стройфинплана, методическое руководство, а также увязку всех разделов и объединение в единый плановый документ осуществляет планово-экономический отдел с привлечением экономической лаборатории (смотрите таблицу ниже). Примерная…
Вся работа по составлению стройфинплана производится последовательно в два этапа. На первом этапе в соответствии с пятилетним планом разрабатывается проект: годового плана по вводу в действие объектов и мощностей; годового…
Годовой производственно-экономический план (стройфинплан) является основным направляющим и организующим документом в деятельности строительной организации по выполнению государственного плана. Стройфинплан разрабатывается строительно-монтажными организациями, в том числе и трестами, на которые распространяется…
Плата за фонды (основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства) является одним из основных мероприятий, проводимых в процессе осуществления экономической реформы. Она введена в целях экономического воздействия на повышение заинтересованности…
В год перехода на новую систему хозяйствования этот фонд образуется за счет средств, предусмотренных в финансовом плане (на период с момента перехода на новую систему) на проведение социально-культурных мероприятий и…
После утверждения вышестоящей организацией годового плана по прибыли строительная организация принимает его к исполнению и производит расчет затрат на производство и снижения себестоимости строительно- монтажных работ по элементам затрат. При…
С переходом на новую систему планирования и экономического стимулирования, когда возрастает значение стоимостной оценки деятельности всех звеньев строительно-монтажной организации, совершенствование внутрипостроечного хозяйственного расчета приобретает особое значение. Хозяйственный расчет внутрибалансовых подразделений…
В подрядных организациях встречаются следующие разновидности стоимости и себестоимости строительно-монтажных работ. Сметная стоимость выполняет роль цены на строительную продукцию и служит для планирования, финансирования и определения результатов производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной…
Социалистическими государственными производственными предприятиями в строительстве являются строительные (строительно-монтажные) управления, ПМК или тресты — площадки (не имеющие, как правило, в своем составе хозрасчетных СУ и СМУ). При переходе на новую…