Щелочные аккумуляторы повреждаются реже, чем кислотные. Возникшие в них неисправности зачастую устраняются после их промывки и смены электролита. Наиболее часто встречаются такие неисправности, как потеря емкости, вспучивание бака и чрезмерный нагрев электролита и зажимов, течь электролита.
Потеря емкости в аккумуляторе может быть следствием длительной работы на старом электролите или попадания в него вредных примесей. Чтобы восстановить емкость аккумулятора, сливают старый электролит, промывают два раза аккумулятор дистиллированной водой и тотчас же заливают его электролитом из раствора едкого натра плотностью 1,17 — 1,18.
После двухчасовой пропитки аккумулятору дают два усиленных заряда с разрядами в течение 8 ч током нормального восьмичасового режима, затем электролит заменяют свежим такого же состава и вновь повторяют указанные циклы.
После этого емкость аккумулятора обычно восстанавливается. При попадании вредных примесей в электролит неисправность устраняют, промыв аккумулятор и залив его новым электролитом.
Вспучивание бака — явление крайне редкое, но может произойти, если неисправна вентиляционная пробка или аккумулятор преждевременно закрыт после заряда. Баки вспучиваются от скопления газов и настолько увеличиваются в объеме, что могут повредить соседние аккумуляторы.
Чтобы устранить эту неисправность, осторожно отвертывают пробку и выпускают газ из бака, а затем прочищают вентиляционное отверстие в пробке и вновь ввертывают ее в крышку. Стенки бака выправляют при помощи досок и тисков.
Из аккумулятора выливают электролит, а затем, обложив бак с двух сторон досками, вставляют его в тиски и медленно зажимают в них, пока вспучивание не устранится полностью.
Чрезмерные нагревы электролита и зажимов аккумулятора наблюдаются в случае ухудшения вентиляции или снижения уровня электролита. Эту неисправность устраняют, улучшая вентиляцию и доливая или меняя электролит. Повышенный нагрев электролита может являться также средством замыкания пластин, однако подобные случаи крайне редки.
Течь электролита может появиться в процессе работы аккумулятора в результате нарушения целости сварных швов. Такой аккумулятор ремонтируют. Дефект устраняют сваркой автогеном. Паять швом поврежденный участок шва нельзя.
Ремонт щелочных аккумуляторов, требующих вскрытия баков, целесообразно производить в специализированных мастерских.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков