При текущем осмотре, производимом 1 — 2 раза в месяц, проверяют:
- целость баков и уровень электролита в них, отсутствие окислов в местах соединения шин с наконечниками;
- состояние сепараторов, температуру и плотность электролита, напряжение аккумуляторов;
- состояние пластин (цвет, коробление, нет ли чрезмерного роста положительных пластин, наростов на отрицательных пластинах);
- уровень и характер шлама, осевшего на дне бака.
При обнаружении пониженного уровня электролита доливают в аккумулятор дистиллированную воду, так как уровень электролита понижается, как правило, вследствие испарения воды.
Если точно известно, что уровень электролита понизился в результате его утечки, в аккумулятор вливают раствор кислоты плотностью, равной плотности электролита.
Плотность электролита проверяют ареометром, а степень заряженности аккумулятора — нагрузочной вилкой или обычным вольтметром постоянного тока; в последнем случае аккумулятор должен обязательно работать с номинальной нагрузкой.
Измерять напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой можно не раньше, чем через 2 ч после заряда батареи. При этом, чтобы избежать взрыва газов в аккумуляторе, плотно закрывают его пробки.
Проверка плотности электролита ареометром
Проверка плотности электролита ареометром:
1 — эбонитовый наконечник,
2 — поплавок,
3 — стеклянная трубка,
4 — резиновая груша.
При приготовлении электролита для кислотных аккумуляторов пользуются чистой фарфоровой, стеклянной или винипластовой посудой. Медную или цинковую посуду для этой цели не применяют.
Вначале наливают в сосуд дистиллированную воду, а затем в нее осторожно непрерывной тонкой струйкой льют кислоту. Размешивают раствор чистой стеклянной или эбонитовой палочкой соответствующей длины.
Перед заливкой электролита в аккумулятор его охлаждают до 20 — 25 °С, иначе во время заряда температура настолько повысится, что придется прервать заряд.
Электролит должен полностью покрывать верхние кромки пластин аккумулятора. Нарушение этого требования приводит к усиленному окислению активной массы отрицательных пластин и их сульфатации, что резко сокращает срок службы аккумулятора. Работы по приготовлению раствора и заливке его в аккумуляторы выполняют в специальной одежде.
Обнаруженные при осмотре мелкие неисправности аккумулятора устраняют на месте. При выявлении в отдельных аккумуляторах серьезных дефектов, препятствующих нормальной работе батареи, эти аккумуляторы отключают и ремонтируют.
Если нет резервной аккумуляторной батареи или невозможно снять нагрузку с действующей батареи, то неисправные аккумуляторы заменяют резервными.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков