На русское мебельное искусство значительное влияние оказали образцы французской мебели времен Французской революции и Отечественной войны 1812 г. Русские мастера вначале подражали ввозимым из-за границы образцам мебели и приспосабливали их к условиям русского быта.
В периоды войн, когда привоз мебели прекращался, русские мастера создавали самобытные образцы художественной мебели русского классицизма с применением отечественного материала, неизвестного Западу: карельской березы, осокоря, мореного черного дуба и др.
Высокохудожественные образцы мебели русского классицизма, характерные самобытными формами, были созданы руками неизвестных крепостных мастеров.
Крестьянские подростки отдавались в ученье в столичные мебельные мастерские, где они постигали приемы выполнения и секреты отделки стильной мебели и через долгие годы ученья становились мастерами-краснодеревцами.
Окончив ученье, крепостные мастера оставались при барском доме или отправлялись в поместье, а некоторые отпускались на оброк и поступали обратно в мебельную мастерскую иногда того же самого старого хозяина.
Эти русские мастера-умельцы и создали тот своеобразный тип мебели русского классицизма, служивший обстановкой дворцов, помещичьих усадеб и городских богатых домов, образцы которой можно видеть в музеях.
По сравнению с западной мебель русского классицизма массивнее, ее формы проще, орнамента здесь меньше и он сосредоточен в определенных местах. Взамен бронзы применяется золоченая лепка или резьба, на смену дорогому привозному красному дереву приходят карельская береза, мореный дуб и другие отечественные породы дерева.
В нашей стране в корне изменились социальные условия, и к формам и качеству предметов обстановки предъявляются новые запросы и требования. Во многом изменилась и техника производства. Однако при создании новых образцов мебели и ныне, несомненно, может и должно быть использовано классическое наследие русских мастеров столярного дела.
«Столяр-белодеревец и краснодеревец»,
А.Н.Стариков