Иногда стоит задуматься, почему мы порой так легко отказываемся от некоторых слов, прочно вошедших в родной язык, и отдаем предпочтение заимствованным. Например, слово диапозитив, которое понятно и однозначно определяло до настоящего времени изображение на пленке, предназначенное для проецирования на экран, вдруг ни с того ни с сего заменили английским словом слайд.
Вот сиди и думай — почему? Если бы это название пришло одновременно с новым предметом…
Но где там! — всем давным-давно известно что такое диапозитив.
Таких примеров можно привести много. Английским словом хобби принято называть увлечение.
Опять-таки, почему?
Хобби — буквально означает «сокол».
Сокол — это хищная птица, летающая высоко, быстро, почти под облаками. Слово «птак» или как говорят жители Силезии «пток» употреблялось уже сотни лет назад, если шла речь о чьей-то коллекционерской страсти. Почему мы отказались от удачного слова «конек», которое взялось от коня, всегда пользовавшегося в Польше почетом и уважением. На протяжении веков тех, кто любил коней и тех с различными «коньками» были тысячи. Многие из них внесли огромный вклад в развитие польской культуры.
Если мы должны все-таки поддаться английским терминам, то давайте хотя бы сохраним смысл тех давних «птаков», «птоков», «коньков», и будем заниматься разумным хобби, которое и нам принесет удовольствие и, может быть, пойдет на пользу всему обществу, как это было с «коньками» тех, кто страстно собирал книги, картины и другие произведения искусства, кто спасал от забвения обычаи польского народа; пусть нашими идеалами станут Кольберги, Оссолинские, Пшипковские — короче говоря, давайте отнесемся к этому серьезно.
Кто-то скажет, что на такие «коньки» нужны деньги. Может быть именно в этом и заключается основная разница между «коньком» и хобби, но я думаю, что разница еще в чем-то другом, не только в деньгах.
«Конек» — это страсть, требующая не только увлечения чем-то, но размышлений и работы, а хобби это поверхностное увлечение, о котором говорят, что оно безопасное, но и бесполезное. В самом деле, какая польза от крупнейшей в мире коллекций этикеток от пивных бутылок или от пачек сигарет? Если дело только в безвредности, то это действительно вреда не приносит.
Тогда что же, кроме этого?
Неизвестно.
Мое хобби свидетельствует обо мне
Зато может быть много других интересных и полезных увлечений. Например, коллекция моделей. Многие в молодости делали модели кораблей, автомобилей, самолетов.
Молодость прошла, и что же осталось — одни воспоминания? Нет, не только. Осталось приобретенное умение, которое всегда можно использовать для создания оригинальных, неповторимых предметов, способных к тому же украсить любую квартиру. Да и музеи техники, не всегда располагающие финансовыми средствами, не откажутся от подарков, сделанных умельцами.
Можно коллекционировать самые разные модели. Посмотрите на рисунок и подумайте, не была ли бы оригинальной декорацией квартиры коллекция, состоящая из нескольких точно сделанных моделей старых и новых типов планеров? Здесь изображены, ставшие уже историческими «Быдгощанка» и «Жабусь», участвовавшие в проходившем впервые в Польше конкурсе планеров, организованном в начале двадцатых годов.
На рисунке представлен красивый планер ЦВ-5/34 — первый спортивный планер польской конструкции, на котором было установлено много рекордов. Есть здесь также и еще один «рекордсмен», но имеющий уже иную, более современную форму — планер «Янтарь», выпускавшийся нашей промышленностью в 70-е годы.
Интересной может быть коллекция истребителей. Среди советских самолетов есть такие известные, как И-15, И-16, модели которых украсят любой кабинет.
Можно сделать и модели других самолетов, скажем, периода Великой Отечественной войны: истребителей Як-3 или штурмовика Ил-2.
Украшение квартиры пустыми заграничными бутылками, коробками от заграничных сигарет, да и вообще такого рода хобби, которое заключается в коллекционировании любых предметов, лишь бы они были разноцветными, по-моему, свидетельствует о нетребовательном вкусе хозяина такой, простите, коллекции.
«Ты и твой дом», Анджей А. Мрочек