И вновь могло бы показаться, что применение слоистых пластиков достигло апогея. А тем временем концерн Роллс-ройс, известный изготовитель фешенебельных автомобилей, которые, кстати являются его побочной продукцией, тогда как основную составляет производство авиационных двигателей, выпустил новое поколение реактивных двигателей большой мощности, в которых лопасти турбин были сделаны из слоистого пластика.
Это дало возможность значительно повысить температуру газов, проходящих через турбину, чего нельзя было сделать, используя традиционные материалы.
В результате увеличилась четкость работы двигателя, возросла его тяга и прочность, уменьшился расход топлива. Лопасти турбины этих двигателей были армированы, однако, не стекловолокном, которое не выдержало бы испытаний, а новым, небывалым материалом — углеродным волокном.
Получить волокно из угля — это настоящее искусство. В Польше технология производства углеродного волокна была разработана специалистами Краковской горно-металлургической академии.
Использование домашними мастерами слоистых пластиков с углеродным волокном — дело будущего, а пока давайте вернемся к традиционным — со стекловолокном, которые в Польше также начала применять авиационная промышленность.
Поначалу им была отведена второстепенная роль: у планеров «Яскулка» («Ласточка») выпускаемых в пятидесятые годы между фюзеляжем и крыльями имелись обтекатели из слоистого пластика; планеры шестидесятых годов «Фока» и «Зефир», которые как и «Яскулка» прославились установлением многих международных рекордов, располагали уже большим числом элементов из слоистого пластика, а некоторые их части были сделаны полностью из этого материала. Однако первым, полностью сделанным из слоистого пластика, был «Янтарь», построенный в начале 70-х годов.
После планеров слоистый пластик стал применяться в строительстве вертолетов. Вертолет Ми-2, разработанный советскими конструкторами и выпускаемый польскими авиационными предприятиями по собственной технологии, оснащен винтом (на котором «висит» вертолет) из слоистого пластика.
Опыт, полученный в авиастроении, позволил использовать этот материал и в других областях. Из него изготавливаются мотоциклетные шлемы, лыжи, байдарки, моторные и парусные лодки — все шире становится круг его использования, который ограничивается не свойствами материала, а отсутствием богатого воображения.
«Ты и твой дом», Анджей А. Мрочек