Главная / Свободная ковка / Исходные материалы и их подготовка / Роста зерен в поковке

Роста зерен в поковке

Во избежание роста зерен в поковке ковку заканчивают при вполне определенной для каждой марки стали температуре, лежащей на линии Ткк.

Таким образом, величина зерен после ковки, а следовательно, и механические свойства поковок зависят от качества исходной заготовки, температуры нагрева под ковку, степени измельчения зерен при ковке и температуры, при которой заканчивается ковка.

Температура начала ковки должна быть наиболее высокой, так как сталь при этом достигает наибольшей пластичности и легче куется, но не выше температур, лежащих на линии Тнк, чтобы исключить пережог металла.

Температура конца ковки должна быть как можно ниже, во избежание роста зерен (рекристаллизации), но не ниже температур, лежащих на линии Ткк, чтобы не произошло наклепа. Умение правильно сочетать влияние перечисленных факторов и соблюдение указанного режима обеспечивают получение поковок наилучшего качества, иными словами, ковка и штамповка должны осуществляться в определенных пределах температур, в так называемом температурном интервале ковки. В зависимости от марки химического состава и физических свойств стали температурные интервалы ковки различны.

Для низкоуглеродистых сталей (с содержанием углерода до 0,3%) конец ковки может быть ниже линии критических точек Асз. С повышением содержания углерода в сталях температура конца ковки повышается, а температурный интервал ковки этих сталей соответственно сужается.

В практике температуру нагретого металла часто определяют на глаз — по цвету каления. Этот метод не совершенен и не точен, однако для приближенной оценки температуры нагрева он пригоден.

Цвета каления для черных металлов при слабом дневном освещении соответствуют следующим температурам в градусах Цельсия:

Темно-красный — 650 Оранжево-желтый — 1000
Вишнево-красный — 700 Светло-желтый — 1100
Светло-красный — 800 Соломенно-желтый — 1150
Густо-оранжевый — 900 Белый различной яркости — 1400-1200

«Свободная ковка», Я.С. Вишневецкий