Разборку электрических машин начинают со снятия шкива или полумуфты с вала. Шкивы (полумуфты) стаскивают с валов мелких и средних машин, отвернув предварительно стопорный болт нерегулируемым винтовым съемником, состоящим из двух захватов 1, винта 3 с червячной или обычной резьбой и скобы 2.
Скоба имеет овальные вырезы, позволяющие устанавливать в них захваты на расстоянии, зависящем от диаметра снимаемого шкива. Чтобы снять шкив, разводят захваты на расстояние, соответствующее его диаметру, захватывают крюками его края, ввертывают винт до упора в вал, а затем, продолжая медленно вращать винт, стаскивают шкив с вала.
Более совершенным съемным устройством является ручной съемник, позволяющий в широких пределах регулировать раскрытие захватов и поэтому практически универсальный. Ручные съемники создают тяговые усилия, не превышающие 2 — 3 Т.
Съемники для стаскивания шкивов и полумуфт
Съемники для стаскивания шкивов и полумуфт с валов электродвигателей:
а — ручной нерегулируемый винтовой, б — гидравлический;
1 и 7 — захваты, 2 — скоба, 3 — винт, 4 — площадка, 5 — стойка, 6 — траверса, 8 рукоятка насоса, 9 — корпус насоса.
Шкивы и полумуфты крупных машин стаскивают переносным гидравлическим съемником, представляющим собой установленную на трех колесах площадку 4 с двумя стойками 5, на которых вертикально перемещается гидравлический насос.
Чтобы снять шкив, на корпусе 9 насоса устанавливают и укрепляют болтами траверсы б, между которыми также болтами укрепляют захваты 7 на расстоянии, определяемом диаметром шкива.
Снимаемый шкив закрепляют стропом, подвешенным на крюк тали или тельфера. Центр упора съемника должен совпадать с центром вала двигателя, а захваты должны надежно зацепить шкив. После этого приводят в движение рукоятку плунжерного насоса.
Под давление масла главный и боковые плунжеры съемника приходят в движение при этом под действием усилия главного плунжера шкив стягивается с вала; боковые плунжеры обеспечивают надежный захват шкива.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков