Опалубочные системы, в зависимости от области их применения, можно классифицировать следующим образом: для стен, перекрытий, колонн, лифтовых шахт, отдельных элементов фасада и т. д. Конструктивные же особенности позволяют разделить ее также на:
— мелко- и крупнощитовую;
— блочно переставную;
— тоннельную (объемно-переставную);
— подъемно-переставную;
— горизонтально-перемещаемую;
— скользящую;
— пневматическую.
Конкретный тип опалубки подбирается для возведения соответствующих элементов конструкции здания. При этом также учитываются и особенности производства бетонных и армировочных работ.
Представляя процесс хотя бы в общих чертах, можно понять, что монолитное строительство без соответствующей опалубки просто невозможно.
Щитовая опалубка для монолитного строительства, кроме основного элемента в виде щита, содержит крепежные детали, а также подпорные элементы. В случае производственной необходимости могут быть использованы также внутренние и наружные угловые элементы.
Основой такой опалубки является каркасный щит, который состоит из опорной металлической рамы и опорной плиты. Их широко используют при строительстве методом стена в грунте.
Плиты обычно выполнены из фанеры, покрытой ламинатом. Количество циклов ее использования зависит, прежде всего, от качества применяемых материалов.
Для получения ровной поверхности стены или перекрытия, геометрия опалубки в процессе перестановки не должна быть нарушена. При этом крепежные соединения всех элементов опалубки должны выдерживать довольно значительные нагрузки на растяжение, сжатие и изгиб.
Балочная опалубка представляет собой целый комплекс из балок, подпорных элементов, подмостков для бетонирования, элементов крепления и т. д.
В качестве основы используются балки, которые выполнены из древесины двутаврового сечения.
Такая конструкция способна выдержать очень большие нагрузки.
При этом деревянные элементы могут быть как клееными по длине и сечению, так и монолитными.
Для обеспечения долговечности на балки устанавливаются стальные или металлические наконечники. Крепление осуществляется за счет стальных элементов.
Для удобства транспортировки и складирования, доставка опалубки на строительную площадку осуществляется в разобранном виде.
Затем происходит ее монтаж с использованием необходимого строительного оборудования: подмостей, лесов и кранов.
Как правило, для транспортировки используют специальную строительную технику, которую предоставляют специализированные компании.
Есть еще и технология несъемной опалубки. В этом случае она впоследствии становится просто частью конструктивного элемента здания: т. е. после достижения бетоном соответствующей прочности ее демонтаж не предусмотрен.