При всех условиях планово-расчетные цены не должны превышать сметные с учетом установленных компенсаций.
В связи с переходом строительно-монтажных организаций на новую систему хозяйствования внесены соответствующие дополнения к «Указаниям о порядке составления и применения планово-расчетных цен»**. Эти дополнения связаны с установлением порядка пользования планово-расчетными ценами в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования. В частности, указано, что в организациях, переведенных на новую систему хозяйствования, могут применяться планово-расчетные цены для расчетов между входящими в их состав подразделениями, подсобно-вспомогательными хозяйствами и службами, находящимися на строительном балансе.
При расчетах между организациями, переведенными на новую систему и не входящими в их состав подсобными производствами и хозяйствами, планово- расчетные цены не применяются и в этих случаях расчеты производятся:
- за промышленную продукцию — по действующим оптовым ценам;
- за выполненные работы с применением строительных машин — по сметным ценам или утвержденной вышестоящей организацией цене (маш-смены), разработанным на основе действующих сметных цен с учетом установленного режима работы машин и других условий их эксплуатации;
- за перевозку материалов и других грузов — по действующим тарифам;
- за поставленные УПТК и конторами снабжения материалы — по оптовым ценам с учетом утвержденных для указанных управлений и контор заготовительно-складских расходов, исходя из установленных норм.
При отсутствии планово-расчетных цен строительно-монтажные организации оплачивают стоимость материалов по прейскурантным ценам и отдельно расходы за услуги транспортных организаций исходя из фактического расстояния перевозки. При расчетах за выполненные работы строительным организациям возмещается стоимость материалов по средним зональным транспортным расходам, заложенным в единичной расценке. На результатах деятельности строительно-монтажных организаций, в данном случае, отражаются все отклонения в расходах по доставке материалов между фактическими транспортными расходами и сметными нормами. В этом случае одни организации могут иметь убытки, а другие — необоснованную прибыль.
Поэтому необходимость планово-расчетных цен давно доказана и они являются основой хозяйственного расчета.
Периодически должны пересматриваться планово-расчетные цены, так как в них должны получить отражение изменения транспортных схем, заготовительной стоимости материалов и себестоимости услуг.
Планово-расчетные цены за работу строительных машин применяются тогда, когда нет возможности производить расчеты за выполненные механизированным способом физические объемы.
Усиление экономических методов руководства немыслимо без дальнейшего развития и совершенствования внутрипостроечного хозяйственного расчета.
**Дополнения утверждены Госстроем СССР, Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР 16 июня 1971 г. «Экономика строительства», 1971, № 9.
«Справочник строителя», М.С.Екельчик