Устройство встроенных реле

В электроустановках промышленных предприятий реле применяют в устройствах релейной защиты, назначение которых состоит в том, чтобы, восприняв нарушение установленного режима работы, сигнализировать об этом обслуживающему персоналу, а в аварийных случаях отключать поврежденное оборудование или участок от неповрежденной части электроустановки.

Реле применяют также в различных устройствах автоматики, например в устройствах автоматического включения резерва, схемах автоматического дистанционного управления и др.

Одним из важнейших условий обеспечения надежной и бесперебойной работы электрооборудования и электроустановок промышленных предприятий является содержание имеющихся устройств релейной защиты и автоматики в должном техническом состоянии путем своевременных ремонтов и наладок.

В электрических установках крупных предприятий наладку этих устройств осуществляют работники специальных служб, а ремонт и проверку реле производят в мастерских и лабораториях, находящихся в ведении этих служб или энергосистемы.

Иначе обстоит дело на большинстве мелких и средних предприятий, в электроустановках которых имеются несложные устройства релейной защиты и автоматики, обслуживаемые, как правило, не специалистами релейщиками, а электромонтерами, занятыми эксплуатацией основного электрооборудования предприятия.

Приводимые ниже сведения предназначены главным образом электромонтерам-нерелейщикам и ограничены кратким описанием конструкций и способов ремонта наиболее распространенных типов встраиваемых в приводы реле прямого действия, при помощи которых в электроустановках многих предприятий осуществлены несложные схемы защиты и автоматики.

Надежность работы и устойчивость электрических характеристик реле во многом зависят от исправности и правильности регулирования их механической части. Рассмотрим устройство и принцип действия реле.

В приводах высоковольтных отключающих аппаратов подстанций промышленных предприятий применяют преимущественно реле максимального тока и реле минимального напряжения, действующие мгновенно или с определенной (зависимой или независимой) выдержкой времени. Реле максимального тока мгновенного действия типа РТМ имеет сравнительно простую конструкцию и может быть установлено в любом из ручных приводов.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Максимальное токовое реле КАМ

Максимальное токовое реле КАМ с ограниченно зависимой, характеристикой по конструкции сходно с реле РТВ и имеет следующее устройство. Внутри обмотки 4 с ответвлениями, выведенными на штепсельный мостик 15 находятся сердечник 6, ударник 3, неподвижный полюс 2 и пружина 7. Пружина упирается верхним концом в стопорное кольцо 5, закрепленное на ударнике. Нижний конец ударника сцеплен с…

Трубчатые разрядники

У трубчатых разрядников при ремонте проверяют состояние лакового покрова фибробакелитовой трубки 4, прочность крепления на ней стальных наконечников 3, правильность взаимного расположения внутри трубки электродов 2 и 5, исправность указателя срабатывания 6. Поврежденный лаковый покров трубки восстанавливают, нанося на нее два слоя бакелитового лака. Ослабленные наконечники обжимают на трубке специальными клещами или в тисках при…

Реле минимального напряжения

Реле минимального напряжения мгновенного действия типа РНМ показано на рисунке. Обмотка 3 реле постоянно находится под нормальным напряжением, вследствие чего сердечник 4 притянут к неподвижному полюсу 2. Пружина 6, связанная с ударником находится в сжатом состоянии и удерживается ломающимися рычагами 7. Сжатие пружины 6 происходит при включении выключателя и производится специальным рычажным механизмом, расположенным на…

Ремонт реакторов

В подстанциях промышленных предприятий для ограничения токов короткого замыкания применяют бетонные реакторы. Бетонный реактор РБ-10 на 10 кв Бетонный реактор РБ-10 на 10 кв: 1 — обмотка, 2 — колонка, 3 — опорный изолятор, 4 — анкерная шпилька, 5 — контактный зажим. Реактор РБ состоит из обмотки 1 и десяти бетонных радиально расположенных вертикальных колонок…

Осмотр и ремонт встроенных реле

При осмотре и ремонте реле всех типов и конструкций выполняют следующие операции: очищают реле от пыли и грязи; проверяют состояние подпятников реле, вывертывая и осматривая их в лупу 5 — 6кратного увеличения. Подпятники, не имеющие дефектов (внутренних трещин, царапин), промывают спиртом, имеющие — заменяют новыми; проверяют состояние подвижных осей — у них не должно быть…