Если бы кто-то лет двадцать тому назад предложил домашним мастерам обратить внимание на химические смолы или слоистые пластики — ввел бы их просто-напросто в заблуждение.
Хотя необходимые компоненты и выпускались промышленностью, они имелись только в оптовой продаже, а в розничной торговле о них пока ничего не знали.
Первыми из числа любителей их начали применять моделисты для строительства летающих моделей. Затем синтетические смолы и материалы из стекловолокна стали приобретать при помощи своих клубов строители парусных и моторных лодок.
В настоящее время положение изменилось: эпоксидные и полиэфирные смолы можно купить в магазинах Химреактивов, а материал из стекловолокна в магазинах технических тканей. Теперь было бы ошибкой обойти молчанием эти материалы и не сказать о возможностях, которые они создают.
Они начали свою карьеру в самолетостроении, где со времен создания первого летательного аппарата велись поиски прочных и одновременно легких материалов. Поначалу к слоистому пластику отнеслись с недоверием.
Из него изготавливались второстепенные элементы самолета, которые даже выйдя из строя, не влияли бы на безопасность полета. Это были, например, корпуса радиолокационных антенн, обтекатели крыльев, и стабилизаторов, и тому подобные элементы, обладающие, однако, довольно замысловатой формой, а это как раз одно из важных качеств слоистых пластиков.
Позже, когда уже был приобретен опыт в их использовании, из слоистых пластиков начали делать конструкции, рассчитанные на высокие нагрузки. Их достоинствами заинтересовались создатели космических кораблей.
Носовая часть ракет, в которой находятся спутники, сделана как раз из этого материала. Он прекрасно прошел все трудные испытания, защищая чувствительные спутники во время их «полета» на орбиту.
Некоторое время казалось, что на том уровне развития техники, который необходим для покорения космоса, слоистые пластики использованы максимально и в итоге отведена им второстепенная роль.
Должен признаться, каким было мое удивление, когда в Центре подготовки советских космонавтов в Звездном городке под Москвой я увидел космический корабль типа «Восток».
Нет, не макет, не дублера — вычищенного и покрашенного свежей краской — я увидел вернувшийся «оттуда» корабль, побывавший в космосе.
Он был весь обгорелый, поверхность изуродована огнем. Главный удар, конечно, пришелся на титановый сплав. Но о том, каким испытаниям подвергся корпус, сколько он должен был выдержать, свидетельствует изменившийся цвет специальных красок, которыми измерялась температура снаружи кабины космонавта. Все цвета радуги!
Весь же космический корабль был сделан… из слоистого пластика.
Между внешней и внутренней оболочкой имеется конструкция, подсмотренная в пчелином улье: «соты» придали кораблю необыкновенную прочность.
«Ты и твой дом», Анджей А. Мрочек