Ренессанс (возрождение) — стиль светской мебели. Он постепенно вытеснял церковную специфику и к концу XVI века стал господствующим. Пропорции (соотношения размеров) отдельных частей мебели этого стиля хорошо согласованы. Наряду с художественной резьбой применялась роспись красками.
В дальнейшем эта мебель приняла необыкновенно пышный вид. Ей начали придавать весьма вычурные формы. Прямые линии отсутствовали. Мебель богато отделывали различными инкрустациями из серебра, меди, черепахи, перламутра и дерева дорогих пород. Вначале она еще имела массивные формы и носила названия стилей барокко и Людовика XIV.
С течением времени формы мебели совершенствовались, становились легкими, более округленными (без острых углов). Ее снабжали мелкой и тонкой резьбой, сплошь покрывали краской, лаком и частично позолотой. Так создался стиль рококо, который позднее дошел до тупика в смысле извращения форм.
В XVIII веке требования, предъявляемые к мебели, коренным образом изменились. Во Франции развился стиль ампир. Вначале использовались образцы египетского и древнегреческого искусства. Мебели стали придавать строгую и прямолинейную форму с незначительным числом украшений. Краску заменили прозрачной отделкой.
Русский классический стиль широко распространился в России в конце XVII и начале XVIII вв. Он явился сочетанием древнегреческого и римского стилей с древнерусским стилем, отличавшимся массивностью форм и резьбой. Некоторые образцы мебели этого стиля сохранились до наших дней.
Развитие промышленности обусловило появление в конце XIX века мебели, которая отличалась упрощением форм. Характер украшений, утратив прежнюю сложность, стал смешанным.
Стили мебели этого периода, называемые модерн (современный), декадан: (декаданс означает упадок, разложение культуры) и др., отличались кажущейся простотой и гладкостью форм, но вместе с тем изобиловали вычурными и нелепыми украшениями и плоской резьбой. Эти стили отвечали вкусам буржуазии, стремившейся не отстать от моды своего времени.
Тот же характер носит и современная мебель зарубежных стран, отличаясь либо нелепым нагромождением форм (французская мебель), либо широким применением металлических элементов, как, например, американская мебель.
«Столяр-белодеревец и краснодеревец»,
А.Н.Стариков