Магнитопровод с обмотками помещен в металлический бак, который служит резервуаром для охлаждающего масла, предохраняет находящиеся внутри него детали от повреждений, а также образует поверхность охлаждения, необходимую для лучшего отвода тепла от трансформатора.
Баки трансформаторов отличаются многообразием конструкций, которые определяются главным образом мощностью и условиями работы трансформатора. Чем больше мощность трансформатора, тем большее количество тепла должны отводить стенки бака и, следовательно, тем большей должна быть поверхность охлаждения бака.
Баки трансформатора выполняют в виде сварных резервуаров прямоугольной или овальной формы. Они бывают гладкими, ребристыми, трубчатыми и радиаторными.
Конструкции баков силовых трансформаторов
Конструкции баков силовых трансформаторов:
а — гладкостенный бак, б — трубчатый бак;
1 — рама, 2 — кожух для защиты вводов, 3 — корпус бака, 4 — днище, 5 — пластина, 6 — крюк для подъема трансформатора, 7 — циркуляционные трубки, 8 — маслосливной кран, 9 — тележка.
У трансформаторов небольшой мощности, где абсолютная величина отводимых в виде тепла потерь невелика, баки имеют гладкие стены. У более мощных трансформаторов (свыше 50 ква) баки снабжены циркуляционными трубками 7 круглого или овального сечения, намного улучшающими условия охлаждения трансформатора.
У мощных трансформаторов баки имеют патрубки с фланцами, к которым присоединяют радиаторы, охлаждаемые при необходимости вентиляторами. Патрубки баков с радиаторами снабжены плоскими радиаторными кранами, позволяющими в случае необходимости снимать отдельные радиаторы, не сливая масла из трансформатора.
В гладкостенных баках трансформаторов мощностью до 30 ква на стенке бака вверху установлен резьбовой штуцер для присоединения маслоуказателя. На обеих широких сторонах бака имеются круглые отверстия для установки выводов ВН и НН.
К дну баков приварены пластины из полосовой стали или швеллерные балки, а у трансформаторов мощностью 50 ква и выше — тележки с катками для перемещения трансформатора в пределах подстанции или ремонтного цеха. Внизу баков обычно расположены маслосливной кран 8 и заземляющий болт. Баки закрыты крышками.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков