Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск.
Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора.
Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально противоположных точках не должны отличаться друг от друга более чем на ± 10% от среднего значения.
В машинах постоянного тока величины зазоров, измеренные под серединами главных полюсов, при зазорах 3 мм и менее и петлевой обмотке якоря не должны отличаться от среднеарифметического значения всех зазоров более чем на ± 10%, при зазорах более 3 мм — более чем на 1 ± 5%.
У машин с подшипниками скольжения измеряют также зазор между валом и вкладышем. Величины зазоров должны соответствовать данным, приведенным в таблице.
Величины зазоров между валом и вкладышем
Диаметр вала, мм | Величина зазора, мм, при числе оборотов в минуту | ||
до 1000 | 1000 — 1500 | свыше 1500 | |
18 — 30 | 0,04 — 0,09 | 0,06 — 0,13 | 0,14 — 0,28 |
40 — 50 | 0,04 — 0,11 | 0,08 — 0,16 | 0,17 — 0,34 |
60 — 80 | 0,07 — 0,14 | 0,09 — 0,19 | 0,20 — 0,40 |
90 — 120 | 0,08 — 0,16 | 0,12 — 0,24 | 0,23 — 0,46 |
Перед окончательными испытаниями на стенде проверяют правильность сборки и взаимодействия всех частей двигателя путем пробного пуска и работы на холостом ходу в течение не менее 30 мин.
Перед пробным пуском осматривают машину, убеждаются в ее готовности к пуску и работе, т. е. в том, что в подшипниках есть смазочное масло, положение щеток правильное (у электродвигателей с фазным ротором щетки должны быть опущены на контактные кольца, а пусковой реостат введен полностью), в машине нет посторонних предметов, ротор свободно вращается от руки и вращающиеся части не задевают за неподвижные, подшипниковые щиты прочно прикреплены.
Пустив машину с подшипниками скольжения, наблюдают за работой смазочного кольца: оно должно вращаться плавно и подавать масло на шейку вала. Шариковые и роликовые подшипники должны работать без шума.
По истечении 30 мин работы на холостом ходу машину останавливают и, приняв меры предосторожности, исключающие пуск ее в работу, тщательно осматривают и ощупывают ее обмотку, подшипники и другие части, чтобы выявить местные нагревы и другие неисправности. При отсутствии признаков нагрева и каких-либо дефектов машину передают на испытательную станцию для окончательных испытаний.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков