Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления.
Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите; при этом наружное кольцо 1 подшипника должно свободно вращаться.
Величину зазора определяют индикатором 13, укрепленным на держателе стойки 12, по результатам трех измерений. После первого измерения наружное кольцо подшипника поворачивают на 120° и производят второе измерение, а затем, повернув кольцо еще на 120°, — третье измерение. За действительную величину радиального зазора 5Д принимают среднеарифметическое значение трех измерений. Например, при значениях 15, 21 и 24 мкм среднеарифметическое.
Устройство подшипников качения
Устройство подшипников качения и приспособлений для измерения зазоров в подшипниках:
а — однорядный шариковый подшипник, б — роликовый подшипник, в — измерение радиального зазора, г — измерение осевого зазора;
1 и 2 — наружное и внутреннее кольца, 3 — дорожка качения, 4 — сепаратор, 5 — шарик, 6 — ролик, 7 и 8 — горизонтальная и вертикальная плиты, 9 — резьбовой стержень с гайкой, 10 — планка, 11 — подшипник, 12 — стойка с держателем индикатора, 13 — индикатор, 14 — брусок.
Чтобы измерить осевой зазор, укладывают подшипник на два металлических бруска 14 одинакового размера так, чтобы его внутреннее кольцо свободно провисало, а затем, наложив на это кольцо стальную планку 10, опускают индикатор 13 до соприкосновения его наконечника с планкой.
Величину аксиального зазора определяют по показанию стрелки индикатора, прижимая к брускам наружное кольцо 1 подшипника и одновременно смещая руками вверх до отказа его внутреннее кольцо. Осевой зазор в подшипниках качения электродвигателей мощностью до 100 кет не должен превышать 0,5 мм.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков