В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах.
Подшипники качения
При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей смазки.
Подшипник промывают в ванне, затем шприцем вводят в него консистентную рабочую смазку, представляющую собой смесь минерального масла и мыла. Для подшипников машин малой и средней мощности применяют смазку марок УТВ (универсальная тугоплавкая водостойкая) или ЦИАТИМ-201.
Однако иногда у подшипника качения оказываются поврежденными поверхности шариков или роликов и дорожек качения. Повреждение выражается в износе или усталостном выкрошивании металла.
Износ дорожек качения подшипника вызывается абразивным истиранием вследствие попадания в него мелких твердых частиц. Рабочая поверхность такого подшипника принимает характерный матовый оттенок.
Усталостное выкрошивание металла на дорожках качения и поверхностях шариков или роликов происходит также вследствие работы в ненормальном режиме нагрузки или в течение более 10 — 20 тыс. ч.
Наиболее частой причиной преждевременного износа и выхода из строя подшипников качения является их перегрузка. Лабораторными испытаниями установлено, что при дополнительном увеличении нагрузки на подшипник на 50% срок его службы сокращается в 3 раза, а при увеличении нагрузки на 100% — в 8 — 10 раз.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков