Ремонт обмотки ротора (процесс намотки)

1 апреля 2011

Далее процесс намотки ротора ведут так. Укладывают междуфазовые прокладки и изоляцию между слоями стержней и между их лобовыми частями, закладывают со стороны контактных колец в пазы все верхние стержни.

Осаживают стержни со стороны контактных колец и стягивают временным бандажом из мягкой проволоки.

С противоположной стороны стержни отгибают по шагу, осаживают и также стягивают временным бандажом. В таком виде роторную обмотку сушат при 80 — 100 °С в сушильном шкафу или специальной сушильной установке, оборудованной приточно-вытяжным устройством. После этого забивают клинья в пазы ротора, а на головки стержней надевают хомутики, изготовленные из тонкой листовой меди или тонкостенной медной трубки.

В последнее время стали применять запирающиеся хомутики, изготовляемые из медной полосы толщиной 1 — 2 мм.

Один конец запирающегося хомутика имеет фигурный выступ, другой конец — соответствующий ему вырез. При загибе хомутика выступ входит в вырез и образует замок, который не дает хомутику расходиться и разгибаться.

Имеющаяся на боковой стенке щель позволяет припою проникать внутрь хомутика при пайке. Хомутики, надетые на головки стержней, пропаивают припоем ГЮС-40.


Запирающийся хомутик

Запирающийся хомутик

Запирающийся хомутик для соединения стержней ротора.


После этого снимают временные бандажи, временно соединяют концы фаз звездой и проверяют правильность схемы и обмотку на отсутствие замыканий витков. Убедившись в правильности схемы, проверяют испытательным напряжением прочность изоляции между фазами и на корпус и производят пайку кольцевой шины, соединяющей обмотку звездой.

Подводят начала фаз к контактным кольцам и соединяют их с кольцами пайкой. Качество выполненных паек проверяют, пропуская по обмотке ротора ток, превышающий рабочий ток на 10 — 15%.

В местах, где пайка плохого качества, наблюдается повышенный нагрев, что легко обнаруживают, последовательно ощупывая рукой всю обмотку. Дефекты устраняют повторной пайкой.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…