Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Механизированная намотка катушечной группы

Механизированная намотка катушечной группы


Для механизированной намотки катушечной группы на шарнирном шаблоне конец обмоточного провода закрепляют на оправке затем наматывают первую катушку, подкладывая шпагат или хлопчатобумажную ленту для последующего связывания витков.

Переход к намотке следующей катушки осуществляется через прорези, имеющиеся в шаблоне.

Намотав всю катушечную группу, отвинчивают на 1 — 2 нитки резьбы гайку 5, снимают фиксирующую планку 4 и, поворачивая шарнирные планки 2 и 3, освобождают, а затем снимают намотанные катушки.

Для намотки следующей катушечной группы устанавливают планку 4 на место, зажимают гайкой и повторяют процесс намотки.


Механизированная намотка катушечной группы

Механизированная намотка катушечной группы

Механизированная намотка катушечной группы:

а — шарнирный шаблон, б — кинематическая схема механического привода;

1 — оправка, 2 и 3 — шарнирные планки, 4 — фиксирующая планка, 5 — гайка, 6 — электродвигатель, 7 — механизм зацепления автоматической остановки станка, 8 — ленточный тормоз, 9 — пневматический цилиндр, 10 — передача, 11 — шаблон, 12 — шарнирный механизм шаблона, 13 — педаль включения станка.


Для намотки катушечной группы на шаблоне с механическим приводом заводят конец провода в шаблон 11 и включают станок. Намотав требуемое количество витков (от 4 до 25), станок автоматически останавливается.

Для съема намотанной катушечной группы станок оборудован пневматическим цилиндром 9, который через тягу, проходящую внутри полого шпинделя, действует на шарнирный механизм 12 шаблона.

При этом головки шаблона сдвигаются к центру и катушечная группа снимается с шаблона. Готовую катушечную группу укладывают в пазы.

Нередко при ремонте обмоток двигателей приходится заменять отсутствующие провода требуемых марок и сечений имеющимися проводами. По этим же причинам намотку катушки одним проводом заменяют намоткой двумя и более параллельными проводами, суммарное сечение которых эквивалентно требуемому.

При замене проводов обмоток ремонтируемых двигателей предварительно (до намотки катушек) проверяют коэффициент заполнения паза Кз,п по формуле:

Формула

где: n — общее число проводов в пазу; d — диаметр изолированного провода (по изоляции), мм; Sи — площадь сечения паза, мм2; Sп — суммарная площадь сечения изоляции (прокладок, пазовой коробки и клина), мм2.

Коэффициент заполнения паза должен быть 0,7 — 0,75. При коэффициенте более 0,75 затруднена укладка проводов в пазы, а менее 0,7 — провода неплотно размещаются в пазах и не полностью используется мощность двигателя.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков