Прямой набор выполняют двумя способами. По первому способу на предварительно подготовленную облицовываемую поверхность наносят слой гипса, равный по толщине слою будущей мозаики. На поверхность гипса переводят рисунок мозаичного изображения с кальки, снятой с оригинала. Кальку по контурам рисунка накалывают шилом, а затем, пользуясь тампоном, припорашивают порошком угля или цветным красителем. Удаляя постепенно стамеской слой гипса и тщательно очищая от его следов облицовываемую поверхность, на нее наклеивают кусочки смальты требуемых цветовых тонов.
Специальная мастика (так называемый масляный цемент), при помощи которой наклеивают кусочки смальты на основание, приготовляют по следующему составу:
Мастика для приклеивания смальты (в частях по весу):
- Пудра из известнякового туфа или мраморная — 60;
- Гашеная известь — 25;
- Сырое льняное масло — 10;
- Вареное льняное масло — 5.
Прямой набор мозаики по первому способу можно производить также прикреплением смальты пластичным цементным раствором состава 1 : 1 по рисунку, нанесенному с кальки непосредственно на облицовываемую поверхность, т. е. без нанесения на нее слоя гипса.
При выполнении мозаики прямым набором по второму способу в мастерской изготовляют металлический или деревянный обитый кровельной сталью ящик размером 2,5X2 м с низкими бортами.
В ящик наливают гипс слоем, равным толщине мозаики; после затвердевания гипса на его поверхность переводят с кальки рисунок мозаики, раскрашивая по образцу оригинала.
По мере набора мозаики гипс смачивают и удаляют, а в образующиеся углубления насыпают мраморную пудру, на которую укладывают кусочки мозаики лицевой стороной вверх. Такой метод укладки позволяет художнику-мозаичнику все время видеть выполненное изображение в его естественном положении.
По окончании набора на поверхность уложенной смальты наклеивают на мучном клейстере листы бумаги размером 250Х250 мм или 300X300 мм. Поверх бумаги дополнительно наклеивают для прочности серпянку или другую редкотканую материю.
Полученные отдельные фрагменты будущего мозаичного изображения вынимают из формы, очищают от мраморной пудры мягкими щетками или сжатым воздухом и переносят на запроектированное для них место, где укладывают на цементный раствор или на указанную выше мастику для приклеивания смальты. Отдельные куски мозаики при погружении их в раствор или мастику прижимают рейками, пока все швы между кусками смальты не будут заполнены.
После затвердевания раствора с поверхности мозаики снимают, предварительно намочив, серпянку с бумагой и поверхность мозаики подвергают отделке.
«Плиточные и мозаичные работы»,
Б.П.Кривцов, И.Г.Шапиро