Под синхронными компенсаторами понимают синхронную машину, работающую в двигательном режиме без нагрузки на валу.
Синхронный компенсатор в зависимости от тока возбуждения может генерировать реактивную энергию в сеть или потреблять ее из сети.
Ротор синхронного компенсатора изготовляется явнополюсным, как у гидрогенераторов, статор в конструктивном отношении подобен статору турбогенератора.
Синхронные компенсаторы характеризуются номинальной мощностью, напряжением и током статора, частотой, номинальным током ротора и потерями в номинальном режиме.
Номинальное напряжение синхронного компенсатора в соответствии со стандартом устанавливается на 5 или 10% выше соответствующего номинального напряжения электрической цепи.
Номинальная мощность синхронного компенсатора определяется как длительно допустимая нагрузка при номинальном напряжении и номинальных параметрах охлаждающей среды.
Номинальные мощности синхронных компенсаторов определяются в киловольт-амперах и должны соответствовать ряду мощностей согласно ГОСТ 609—75*, где минимальная мощность синхронного компенсатора определена в 10 MB*А, а максимальная — 160 MB* А.
Номинальный ток статора определяется на основании значений номинальной мощности и номинального напряжения. Номинальный ток ротора соответствует наибольшему значению тока, при котором обеспечивается номинальная мощность компенсатора в режиме перевозбуждения при отклонении напряжения в сети в пределах ±5% номинального напряжения.
Передача реактивной энергии от генератора связана с дополнительными потерями в трансформаторах и линиях передач. Если в центре нагрузок включить синхронный компенсатор, он, генерируя реактивную энергию, необходимую приемникам, позволит разгрузить линии, соединяющие электростанции с нагрузкой от реактивного тока, что улучшает условия работы в сети в целом.
Поскольку синхронные компенсаторы не предназначены для выполнения механической работы и не несут активной нагрузки на валу, они имеют механически облегченную конструкцию.
Современные синхронные компенсаторы имеют асинхронный писк, аналогичный пуску синхронных двигателей.
В синхронных компенсаторах чаще всего применяют косвенное воздушное охлаждение или косвенное водородное охлаждение с применением специальных охладителей.
Для того, чтобы перевести генератор, включенный в сеть, в режим синхронного компенсатора, достаточно закрыть доступ пара (или воды на гидростанциях) в турбину. Особенно просто это осуществляется на ГЭС ввиду относительной простоты технологических схем.
«Электроснабжение строительно-монтажных работ», Г.Н. Глушков