Главная / Проектирование стальных конструкций / Балки / Подкрановые балки / Типы крепления крановых рельсов

Типы крепления крановых рельсов


В качестве крановых рельсов применяются: обыкновенные железнодорожные рельсы, прямоугольные бруски или рельсы специального профиля КР (крановый рельс) по ГОСТ 4121-48. Выбор типа рельса и его крепления зависит от грузоподъемности, режима работы и от типа ходовых колес крана (цилиндрические или конические).

Конические ходовые колеса, которые могут применяться для кранов грузоподъемностью до 50 т, требуют рельсов с закругленной головкой (железнодорожный рельс). Цилиндрические колеса требуют рельсов с плоской головкой (прямоугольный брус со срезанными или закругленными краями или специальный рельс). Необходимая ширина головки рельсов указана в стандарте на краны и изменяется в пределах 50 — 120 мм.

Крепление рельсов к подкрановым балкам может быть:

  • неподвижным;
  • подвижным, т. е. допускающим рихтовку (выправление) пути.

Надежное крепление рельса имеет весьма существенное значение для нормальной эксплуатации. Наблюдались случаи быстрого расстройства пути и пояса балки вследствие первоначальной плохой рихтовки и ненадежного закрепления.

Неподвижное крепление, т. е. приварка рельса к балке, допускается только для кранов легкого режима работы. Во всех остальных случаях необходимо устраивать подвижное крепление. Железнодорожные рельсы при нешироком поясе балки можно крепить крюками (через 500 — 700 мм), направленными в разные стороны.


Крепление рельсов к подкрановым балкам

Крепление рельсов к подкрановым балкам


Брусковые рельсы в случае неподвижного крепления непосредственно привариваются к поясу балки после тщательной рихтовки. В случае подвижного крепления их крепят при помощи планок, вставляемых в простроганные пазы бруска; при этом в планках делают овальные отверстия, а в подкрановых балках и в подкладке — круглые отверстия для болтов.

Подкладки не доводят до рельса на 10 — 20 мм, оставляя зазоры для рихтовки последнего. После установки крепежных планок в пазы их приваривают к подкладкам. Не следует упрощать это крепление за счет приварки планок к рельсу вместо устройства пазов, так как под влиянием ударов швы легко разрушаются, что в дальнейшем приводит к необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ.

Как правило, каждую планку ставят минимум на 2 болта. При подборе сечения подкрановых балок необходимо учитывать ослабление сечения отверстиями для этих болтов (при проверке на прочность).

Крепление специальных крановых рельсов КР осуществляется при помощи лапок, вырезаемых из уголка.

На фигуре Рабочий чертеж сварной подкрановой балки приведен пример рабочего чертежа сварной подкрановой балки. Этот чертеж иллюстрирует материал настоящей главы, относящийся к сварным балкам — наиболее употребительным в настоящее время.

«Проектирование стальных конструкций»,
К.К.Муханов