Определение витковых замыканий в якорных обмотках

Для определения витковых замыканий в якорных обмотках служит приспособление, состоящее из аккумулятора напряжением 6 в, телефона и зуммера, прерывающего цепь. Концы проводов подключают к коллектору 1 по полюсному шагу (при двухполюсной машине — на 1/2 коллектора, при четырехполюсной на коллектора и т. д.).

При прохождении тока, прерываемого зуммером 5, создается характерный звук, который прослушивают телефоном 4, подключаемым поочередно к двум соседним коллекторным пластинам. Замыкание витков секции или между пластинами обнаруживают по исчезновению звука в телефоне.


Определение места повреждения якорной обмотки

Определение места повреждения якорной обмотки

Определение места повреждения якорной обмотки «прослушиванием»:

а — замыкания между витками, б — замыкания на корпус;

1 — коллектор, 2 — аккумулятор, 3 — зуммер, 4 — телефон, 5 — провода, 6 — вал машины.


Это же устройство применяют для нахождения замыкания якорной обмотки на корпус. Провода от последовательно соединенных аккумулятора и зуммера присоединяют: один провод к любой коллекторной пластине, другой к валу, к которому присоединяют также один из выводов телефона.

При перемещении другого вывода телефона по коллектору звук зуммера в телефоне будет тем слабее, чем ближе находится перемещаемый вывод к замкнутой на корпус секции или пластине. В момент соединения вывода с замкнутой пластиной или секцией звук зуммера полностью исчезает.

Для определения места замыкания на корпус в роторных обмотках используют метод прожигания, при котором на обмотку и вал ротора подается напряжение переменного тока 220 в через электролампу мощностью 300 — 500 вт. Таким способом прожигают поврежденную изоляцию и по искре и дыму определяют место замыкания обмотки на корпус ротора.

Чтобы выявить в обмотках машин недоброкачественные пайки, применяют следующие способы:

  • прогрев обмотки постоянным или переменным током величиной 1 — 1,2 номинального тока при неподвижном состоянии вращающееся части машины. Дефектная пайка обнаруживается по более высокому местному нагреву;
  • измерение омических сопротивлений обмоток. При хорошем качестве паек сопротивления обмоток различных фаз не должны отличаться друг от друга или от ранее измеренных величин более чем на 2%.

Правильное определение места и характера повреждения позволяет не только избежать ненужных операций, но и сократить время нахождения машины в ремонте.

Работа по выявлению неисправностей в электрической машине, определению ее состояния и объема предстоящего ремонта называется дефектацией. Она осуществляется путем внешних осмотров, различных измерений и испытаний машины, производимых в ряде случаев после ее разборки. Сведения о ремонтируемой машине и требуемом ремонте заносят в дефектационную карту.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт механической части и балансировка роторов (якорей)

Для роторов (якорей) электрических машин наиболее характерны такие повреждения, как выработка рабочей поверхности шейки и искривление вала, ослабление прессовки пакета сердечника, обгорание поверхности и «затяжка» стальных пластин ротора в результате задевания его за статор при чрезмерном износе подшипников скольжения и вследствие этого «проседании» вала. Выработку шеек вала, не превышающую по глубине 4 — 5% его…

Испытание машин

Испытания можно условно разделить на две группы: пооперационные, или предварительные, испытания, проводимые в процессе ремонта машины для проверки его качества и примененных при этом материалов. Эти испытания позволяют своевременно выявить дефекты ремонта и таким образом исключить переделки; окончательные испытания, по результатам которых можно судить о качестве произведенного ремонта в целом и решать вопрос о возможности…

Правка вала

При искривлении вала до 0,1 мм на 1 м длины, но не более 0,2 мм на всю длину, правка вала необязательна. При искривлении вала до 0,3% его длины правку производят без подогрева, а при искривлении более 0,3% длины вал предварительно подогревают до 900 — 1000 °С и правят под прессом. Правку вала производят гидравлическим прессом…

Пооперационные контрольные испытания

При пооперационных контрольных испытаниях измеряют сопротивления изоляции каждой отдельной неуложенной катушки по отношению к корпусу. Катушку помещают между металлическими обкладками, заменяющими металлический корпус. Измерение производят мегомметром на 1000 в в течение 1 мин. Наименьшая допустимая величина сопротивления изоляции катушки статорной обмотки машины с номинальным напряжением до 500 в равна 1,5 Мом, роторной о обмотки —…

Статическая балансировка

Для статической балансировки служит станок, представляющий собой опорную конструкцию из профильной стали с установленными на ней призмами трапециевидной формы. Длина призм должна быть такой, чтобы ротор мог сделать на них не менее двух оборотов. Ширина рабочей поверхности призм а определяется по формуле: где: G — нагрузка на призму, кг; Е — модуль упругости материала призмы,…