Главная / Ты и твой дом / Эстетическая сторона изделий, их внешний вид

Эстетическая сторона изделий, их внешний вид

Следующий вопрос, которого бы хотелось коснуться в самом начале, относится к эстетической стороне изделий, их внешнему виду. Каждая вещь, пусть даже самая маленькая, должна быть изящной и красивой.

Да, именно эстетике изделий следует уделять больше внимания, чем это делалось до сих пор. Что из того, что какой-то предмет сделан добросовестно, качественно, правильно функционирует, если его художественная форма оставляет желать лучшего или отталкивает иногда явным отсутствием вкуса.

Если в этой области я в состоянии что-либо посоветовать, так это прежде всего то, что нужно как можно больше рисовать, не жалея бумаги, и делать это до тех пор, пока не будет найдена желаемая художественная форма.

Разрабатывая же формы следует помнить о том, что каждый предмет нужно будет содержать в чистоте, то есть мыть его или чистить, поэтому лучше всего сразу отказаться от излишних украшений, что впоследствии пойдет только на пользу нашему изделию.

Часто можно услышать мнение, что желание мастерить вызвано уходом ремесла от услуг в область производства, а также наблюдаемым во всем мире ростом цен за услуги. Такое мнение соответствует действительности, хотя не объясняет всего. Даже в очень богатых странах появляется все больше домашних мастеров; ими становятся даже те, кто может воспользоваться услугами профессионалов.

Мне кажется, что такое явление, которое наблюдается кстати и у нас, можно объяснить тем, что в настоящее время, когда работа по специальности становится все более анонимной в результате прогрессирующей специализации, охватывающей все профессии, изготовление предметов своими руками и становится той доступной формой, которая позволяет сделать что-то самостоятельно с самого начала до конца, от проекта до готового изделия.

Как бы там ни было, но факт остается фактом, что все больше любителей мастерить, засучив рукава, берется казалось бы за непосильное дело и, что самое удивительное, выходят победителями.

Они проектируют и делают сложные электронные устройства, буера, парусные и моторные лодки, планеры, самолеты, автожиры и дельтапланеры; им даже удалось, при участии в различных экспериментах, отправить в космическое пространство несколько искусственных спутников, сделанных собственными руками. В результате такой деятельности часто появляются патентованные изобретения, а лицензии на них приобретает помышленность.

Так, например, было с разработанной французским любителем электронной системой регистрации телевизионного цветного изображения; с разработанным американским пастором проектом автожира летающего аппарата, похожего на вертолет; с проектом необычайно простого шасси для самолетов; с проектами многих спортивных самолетов и парусных лодок.

Немногие знают, что революцию в области строительства планеров, заключающуюся в замене дерева синтетическими материалами, а именно слоистыми пластиками, совершили не конструкторы, работающие в промышленности, а студенты Дармштадского университета, их небольшая группа.

Сооружением океанской яхты из пластика, усиленного угольной нитью, могут похвастаться французские мастера, а необычная яхта «Спаниелек» — результат сотрудничества французских и польских энтузиастов парусного спорта.

Приведенные мною примеры свидетельствуют о действительно высоком уровне мастерства любителей. Я привел их здесь не случайно, мне хотелось показать какие вершины уже достигнуты и на что следует равняться.

Кто-то скажет: согласен, но для этого нужно иметь подходящие условия, соответствующие инструменты и материалы, как раз то, чего нет; купить нужный клей совсем не просто, а что уж говорить о…

Да, жизнь нас не балует; но и в безвыходном положении нужно пытаться найти выход, а недоступные материалы… заменить доступными. Если кому-то кажется, что упомянутый выше Ярослав Яновский строил свой самолет в хорошо оборудованной мастерской (по его документации построили самолеты конструкторы-любители из США, Франции и ФРГ), то такой человек находится в глубоком заблуждении.

Самолет «Пшоншничка» строился в обыкновенной квартире, на втором этаже старого лодзинского дома; крылья монтировались на полу, а фюзеляж на стульях, готовые элементы опускались на веревках через окно и т.д. К тому же двигатель для своего самолета Яновский смонтировал из элементов двигателей мотоциклов МЗэт-ЭС и Аво-Спорт, а также двигателя автомобиля «Трабант», и самолет получился на славу.

Стало быть можно, если захотеть по-настоящему. Поэтому, если можно построить самолет, к тому же не один, сделать дельтапланер или настоящую яхту, то куда проще смастерить книжную полку или отремонтировать старую мебель.

Что же касается творческих поисков, то мне кажется, что квартира, в которой мы проводим почти половину нашей жизни и оборудование которой далеко от совершенства, является подходящим полигоном для проявления изобретательности и смекалки. Из всего сказанного следует, что планка мною установлена высоко.

Насколько преодолима эта высота
— судить вам, дорогие читатели.

«Ты и твой дом», Анджей А. Мрочек