Самозажимные клещи, применяемые вместо цепей, представляют собой автоматически действующее захватное приспособление.
Скобой клещи подвешиваются на крюк крана. Клещи 2 и 3 шарнирно соединены осью 7. Замыкание клещей осуществляется тягами 4. В раскрытом состоянии (без груза) клещи удерживаются с помощью упора 5 и защелки 6.
Для захвата груза крановщик подводит клещи к средней части заготовки, примерно к центру тяжести ее, а стропальщик длинным крючком за проушину выводит защелку 6 из зацепления с упором 5, тогда клешни разводятся в стороны и обхватывают заготовку, а защелка скользит своим ребром по грани скошенного упора. При подъеме грузового крюка клешни сходятся и с силой сжимают заготовку. После освобождения клещей от заготовки крюк, опускаясь, снова несколько сближает клешни, но скользящая кверху защелка 6 упирается своим выступом в упор 5 и препятствует дальнейшему сближению клешней, оставляя их открытыми.
Клещи этого типа работают надежно, но только с грузами определенных, предназначенных для них размеров. Изготовляются клещи для заготовок от 250 до 1200 мм, и соответственно этим величинам меняются размеры основных деталей самозажимных клещей.
Посадочные машины
Для механизации загрузки и разгрузки печей и для транспортирования нагретых заготовок к блотам, прессам и манипуляторам применяют посадочные напольные рельсовые и безрельсовые шаржирмашины.
Рельсовые посадочные машины применяют в основном в прессовых цехах. Они обслуживают группу нагревательных печей, перемещаясь по рельсовому пути, уложенному вдоль фронта их, и работают независимо от мостовых кранов.
Рельсовая посадочная машина состоит из основной тележки, перемещающейся по рельсовому пути, и поперечной тележки, перемещающейся поперек основной, т. е. поперек рельсового пути. На поперечной тележке смонтированы хобот машины, который может повертываться на 360° в горизонтальной плоскости и качаться на
оси; механизмы перемещения основной тележки, вращения хобота, качания хобота и механизм клещевого зажима; пульт управления машиной и рабочее место машиниста.
Механизм перемещения основной тележки смонтирован на ее раме. Все механизмы перемещения приводятся в работу электродвигателями, которые питаются электроэнергией через токосъемники от шин, смонтированных в траншее вдоль рельсового пути.
Безрельсовая посадочная машина
Безрельсовая посадочная машина представляет собой шасси, поставленное на три колеса (два передних и одно заднее, ведущее), что позволяет машине осуществлять повороты на месте и делает ее маневренной.
Перемещение машины по цеху осуществляется электродвигателем 3 через редуктор, передающий движение заднему управляемому колесу. Подъем и опускание хобота машины, а также зажатие клещей захватного механизма осуществляется цилиндром 4 и 8 гидропривода от масляного насоса 2 с электродвигателем. Механизма для поворота хобота в горизонтальной плоскости нет. Эти повороты на месте делает вся машина.
Электродвигатели посадочной машины получают энергию по гибкому шланговому кабелю, закрепленному на мачте 7. Пружинный барабан наматывает и натягивает кабель во время перемещения машины. Эта посадочная машина имеет контроллер 5 для управления от ноги и рычаг 6 ручного управления.
Механизация охватывает главным образом вспомогательные работы: подачу заготовок к нагревательным печам, подачу нагретых заготовок от печи к ковочно-штамповочным агрегатам, передачу заготовок с одной машины на другую, удаление поковок с производственной площадки и другие.
Осуществление этих работ производится при помощи описанных выше средств периодического действия (краны, шаржирмашины, поворотные столы и др.) и с применением транспортных устройств непрерывного действия: рольгангов, склизов, лотков, подвесных цепных и ленточных конвейеров, цепных элеваторов, скребковых транспортеров, подвесных однорельсовых путей, пневматических подъемников к ним и ряда других.
Наиболее совершенной механизацией не только вспомогательных работ, но и самого процесса ковки является применение ковочных манипуляторов.
«Свободная ковка», Я.С. Вишневецкий