При капитальном ремонте системы центрального отопления производят ремонт трубопроводов, нагревательных приборов и арматуры.
В ремонтируемой системе спускают воду. Щели в трубах устраняют путем заварки или смены отдельных участков трубопроводов. Ремонт трубопроводов осуществляют снизу вверх от котельной к верхним этажам. Обеспечивается прочность закрепления всех частей системы: хомутов, подвесок, крючков, кронштейнов и пр.
Провисания трубопроводов устраняют перестановкой и усилением креплений и выправкой труб. При сильных провесах трубы укорачивают или заменяют. Образовавшиеся мешки устраняют перестановкой кронштейнов и устройством подкладок под трубы.
Засорившиеся трубы или нагревательные приборы промывают водой либо продавливают с помощью пресса. Если прочистка не удается, участок трубы заменяют. Трещины в приборах зачеканивают или заделывают газовой или электрической сваркой. Небольшие свищи заклепывают прутьями: медными, алюминиевыми или из ковкой стали.
Отремонтированный прибор заполняют водой и опрессовывают под давлением 0,6 МПа. Между секциями радиатора устанавливают прокладки — кольца из картона толщиной 1—2 мм, проваренного в натуральной олифе. Для прокладок применяют также жгуты из льняных прядей на суриковой замазке.
При ремонте арматуры запаивают или заваривают трещины в корпусах, заменяют шпиндели с изношенной резьбой, притирают или заменяют сработанные диски, клапаны, стаканчики, пробки, набивают и заменяют сальники. Арматуру со значительным износом нарезки или трещинами в местах нарезки заменяют новой. После ремонта арматура испытывается гидравлическим давлением, в 1,5 раза превышающим рабочее, но не ниже 0,3 МПа.
Котельное оборудование
Ремонт и монтаж оборудования котельных и тепловых пунктов должен предшествовать ремонту и монтажу систем центрального отопления. При ремонте котлов из листовой стали (корнвалийских, ланкаширских и др.) с кирпичной обмуровкой производят разборку обмуровки и устранение трещин путем заварки, установки заплат на сварке или пластырей из стали на резиновой прокладке со стягиванием котлов с наружной стороны болтами через каждые 4—5 см.
Выпучнны устраняют вырезкой отдушин с устройством заплат или разрезкой их накрест с выравниванием и заваркой разрезанных мест. Трещины обмуровки расчищают и заделывают огнеупорным раствором. Обвалившиеся части выкладывают вновь.
Для ремонта чугунного котла его отсоединяют от системы, снимают кожух и пропускают сквозь ниппельное отверстие котла стяжные болты, которыми в дальнейшем притягивают новые секции. Сменяемую секцию отсоединяют, поддерживая при помощи домкрата часть котла, которая не подлежит смене. Новые секции ставят на асбестовом шнуре или графитовой пасте. Установив необходимое количество секций, равномерно натягивают стяжные болты таким образом, чтобы верхняя и нижняя части секции параллельно подходили к котлу. По окончании сборки котла нижние ниппели слегка развальцовывают.
Отремонтированный котел испытывают на давление не менее 0,4 и не более 0,6 МПа по манометру. Испытание считается удовлетворительным, если в течение 10 мин не наблюдается падения давления.
При наличии трещин или свищей в водонапорных баках и водонагревателях поврежденные участки вырезают и ставят заплаты из стали. При этом толщина стального листа должна соответствовать толщине стали ремонтируемого сосуда. Пришедшие в негодность заклепки заменяют новыми. Изношенные обечайки и уголки жесткости заменяют новыми.
Вышедшие из строя змеевики, латунные или стальные трубки в водонагревателях заменяют новыми. При этом внутренняя поверхность водонагревателя очищается от накипи и грязи, заменяются износившиеся прокладки в соединениях крышек и фланцев. При температуре теплоносителя (воды), не превышающей 100°, применяют картонные проолифленные (путем проварки в олифе) прокладки. При паре и перегретой воде используют прокладки из паранита или клннгерита, обмазанные графитовой мастикой на олифе оксоль.
Отремонтированный водонагреватель подвергается гидравлическому испытанию, после чего бак тщательно очищают, красят, промывают, дезинфицируют и вновь промывают. Снаружи водонапорные баки и поддоны окрашивают с обеих сторон за два раза масляной краской или асфальтовым лаком. Внутреннюю поверхность окрашивают за два раза суриком на натуральной олифе или олифе оксоль.
Паровая часть отремонтированного водонагревателя испытывается на полуторное рабочее давление, но не менее 0,3 МПа, водяная — на полуторное рабочее давление, но не ниже чем 0,4 МПа. При получении тепла от ТЭЦ производят испытание на давление 1 МПа. Давление, проверяемое манометром, не должно падать в течение 5 мин.
Ремонт расширительных сосудов и воздухосборников производится аналогичными методами. Поверхности снаружи и внутри расширительных сосудов окрашивают за два раза масляным свинцовым суриком. После ремонта расширителя и воздухосборника восстанавливают их изоляцию.
После ремонта осевые вентиляторы устанавливают так, чтобы ось каждого из них совпадала с осью обечайки (канала), и плотно прикрепляют к несущей конструкции болтами с шайбами и контргайками.
Повреждения лопастей рабочего колеса и кожуха вентилятора, а также трещины на втулках устраняются в мастерских. Смена Шкивов и заварка в них трещин производятся на месте. Подсосы в вентиляторах, имеющих составные кожухи, устраняют установкой на стыках проолифленных картонных прокладок и подтяжкой болтов.
Погнутые пластинки в калориферах исправляют на месте. Дефектные трубки заваривают или эаглушают стальными пробками. Изношенные прокладки заменяют картонными, проваренными в олифе (при температуре теплоносителя до 100° С), или клингеритовыми, паранитовыми, асбестовыми на графитной смазке.
Отремонтированные вентилятор и калорифер испытывают в работ совместно с электродвигателем.
После ремонта центробежных и осевых вентиляторов или при установке новых проверяется балансировка. Разгоняемые вручную колеса и крыльчатки при затухании вращения должны останавливаться без маятниковых колебаний. При этом после повторных разгонов колеса должны останавливаться каждый раз в новом положении. Подшипники при значительном износе заменяют. Использование негодных предохранительных манжет не допускается.
После ремонта и установки вентиляционных агрегатов осевые линии валов, вентиляторов, а также электродвигателей, соединяемые с помощью муфт, должны совпадать. Валы вентиляторов и электрод двигателей при ременной передаче должны быть строго параллельны; шкивы располагаются на одной оси, перпендикулярном к оси валов и проходящей через центры их полотен.
При замене фильтров материал натягивают на рамы без просветов и морщин. Фильтры окрашивают масляной краской.
«Справочник по капитальному ремонту жилых зданий»,
под ред. канд. техн. наук А.И.Лысовой