Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Ремонт электрической машины старой конструкции с закрытыми пазами

Ремонт электрической машины старой конструкции с закрытыми пазами

При ремонте электрической машины старой конструкции с закрытыми пазами, имеющей протяжную обмотку, до размотки машины снимают с натуры ее обмоточные данные, эскизируют лобовые части и маркируют пазы статора.

Пазовую изоляцию таких машин выполняют в виде гильз из электрокартона и лакоткани. Для изготовления гильз предварительно по размерам пазов машины изготовляют стальной дорн, представляющий собой два встречных клина 1. Размеры дорна должны быть меньше размеров паза на толщину гильзы 2.


Стальной дорн

Стальной дорн

Стальной дорн для изготовления изоляционной гильзы электрической машины с закрытыми пазами:

1 — клин,
2 — гильза.


Затем по размерам старой гильзы нарезают заготовки из электрокартона и лакоткани на полный комплект гильз и приступают к их изготовлению. На плите, нагретой до 80 — 100 °С, дорн плотно обворачивают пропитанной бакелитовым лаком заготовкой. Поверх заготовки туго накладывают слой киперной ленты вполнахлеста, после чего, охладив дорн до температуры окружающей среды, разводят клинья и снимают готовую гильзу.

До того как приступить к намотке, вставляют гильзы в пазы статора, а затем заполняют их стальными спицами, диаметр которых берут на 0,05 — 0,1 мм больше диаметра изолированного обмоточного провода.

От бухты обмоточного провода отмеряют и отрезают кусок провода, необходимого для намотки одной катушки. Если кусок окажется слишком длинным, что усложняет намотку, его разрезают на две части, которые в процессе обмотки соединяют пайкой.

Намотка в протяжку является очень трудоемкой работой; ее обычно выполняют два намотчика, стоящие с двух сторон статора.

Процесс намотки состоит из операций протяжки провода через пазы и укладки его в пазах и лобовых частях. Намотку статора начинают обычно со стороны, где будут соединяться катушки, и ведут в такой последовательности.

Первый обмотчик зачищает конец провода на длине, превышающей на 5 — 10 см длину активной стали. Вынув в первом пазу спицу № 1, он вставляет вместо нее зачищенный конец провода и проталкивает его по пазу до выхода из него на другой стороне статора.

Второй обмотчик захватывает пассатижами выступающий из паза конец провода я протаскивает весь провод на свою сторону. Если провод протаскивается с трудом, его натирают тальком.

Иногда для облегчения протаскивания провод натирают парафином, но это ухудшает условия пропитки обмотки, так как покрытая парафином хлопчатобумажная оплетка провода плохо впитывает лаки. Чтобы при намотке провод не загрязнился, пол вокруг наматываемого статора застилают листами бумаги.

Протянув весь провод на свою сторону, второй обмотчик вынимает спицу № 2 из следующего паза и, вставив вместо нее конец провода, проталкивает его первому обмотчику, который вытягивает весь провод на свою сторону.

Дальнейшая намотка представляет собой повторение описанных выше операций. Провода укладывают в зависимости от принятого напряжения между витками и формы головки катушки.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…

Ремонт коллекторов

Неровности, дорожки на поверхности коллектора устраняют полировкой, шлифовкой или обточкой. Выбор способа устранения этих дефектов при ремонте зависит от величины выработки. При выработке до 0,2 мм применяют полировку, до 0,5 мм — шлифовку, свыше 0,5 мм — обточку. Обточку и шлифовку коллектора выполняют на токарных станках или при помощи переносных приспособлений. При обточке коллектора скорость…

Признаки дефекта подшипников

При незначительных повреждениях на поверхности дорожек качения или шариков (роликов) подшипник может быть вновь использован, при значительных повреждениях подшипник заменяют новым. В некоторых случаях у подшипников качения вследствие выкрашивания металла на дорожках качения повреждаются сепараторы. В этом случае подшипник заменяют новым. Подшипники заменяют новыми также при следующих неустранимых дефектах, определяемых внешним осмотром: сколы или трещины…