Намотка катушек статорных обмоток и укладка их в пазы

Прежде чем изучить технологию намотки катушек статорных обмоток, целесообразно ознакомиться с терминологией, относящейся к обмоткам, основными правилами изготовления их, а также с некоторыми схемами статорных обмоток. Это поможет правильно выполнять эскизы обмоток и избегать ошибок при намотке новых обмоток статоров в ремонтируемых электродвигателях.

В современной технической литературе применительно к обмоткам электродвигателей употребляются следующие термины.

Виток — два провода, расположенные в двух пазах и соединенные между собой по торцу статора или ротора.

Шаг витка (шаг обмотки) — кратчайшее расстояние между сторонами витка (обмотки), находящимися в пазах.

Катушка — группа витков, уложенных соответствующими сторонами в два паза и соединенных между собой последовательно.

Катушечная группа — несколько катушек фазы, стороны которых расположены в соседних пазах статора или ротора.

Фаза обмотки — часть обмотки с определенным числом катушек. Фазы обмоток в трехфазных двигателях сдвинуты одна по отношению к другой на 120 электрических градусов.

Полюсное деление — расстояние между осями двух соседних полюсов, получающихся в обмотке статора при протекании по ней переменного тока. Полюсным делением называют и часть дуги внутренней окружности (расточки) активной стали статора, приходящейся на один полюс. В двухполюсных электродвигателях полюсные деления равны 180 геометрическим градусам, в четырехполюсных — 90, в шестиполюсных — 60 и т. д. Полюсные деления измеряются также в зубцовых делениях и числом пазов на полюс и фазу.

Диаметральный шаг — шаг обмотки по пазам, при котором расстояние между серединами сторон катушки равно полюсному делению.

Укороченный шаг — шаг обмотки по пазам, меньший (по числу пазов) диаметрального.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Динамическая балансировка

Для динамической балансировки наиболее удобен станок резонансного типа, состоящий из двух сварных стоек, опорных плит и балансировочных головок. Головки состоят из подшипников, сегментов 6 и могут быть закреплены неподвижно болтами либо свободно качаться на сегментах. Балансируемый ротор приводится во вращательное движение электродвигателем. Муфта расцепления служит для отсоединения вращающегося ротора от привода в момент балансировки. Динамическая…

Проверка качества паек

Испытательные напряжения обмоток роторов Объекты испытания Величина испытательного напряжения, в, для двигателей нереверсивных реверсивных Катушки обмотки до соединения и наложения бандажей 2Uк + 2000 2Uк + 2000 Катушки обмотки после соединения, пайки и наложения бандажей 2Uк + 1500 2Uк + 1500 Примечания Uк — напряжение на кольцах разомкнутого ротора. Испытательное напряжение для обмоток роторов при…

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…