Намотка катушек статорных обмоток и укладка их в пазы

1 апреля 2011

Прежде чем изучить технологию намотки катушек статорных обмоток, целесообразно ознакомиться с терминологией, относящейся к обмоткам, основными правилами изготовления их, а также с некоторыми схемами статорных обмоток. Это поможет правильно выполнять эскизы обмоток и избегать ошибок при намотке новых обмоток статоров в ремонтируемых электродвигателях.

В современной технической литературе применительно к обмоткам электродвигателей употребляются следующие термины.

Виток — два провода, расположенные в двух пазах и соединенные между собой по торцу статора или ротора.

Шаг витка (шаг обмотки) — кратчайшее расстояние между сторонами витка (обмотки), находящимися в пазах.

Катушка — группа витков, уложенных соответствующими сторонами в два паза и соединенных между собой последовательно.

Катушечная группа — несколько катушек фазы, стороны которых расположены в соседних пазах статора или ротора.

Фаза обмотки — часть обмотки с определенным числом катушек. Фазы обмоток в трехфазных двигателях сдвинуты одна по отношению к другой на 120 электрических градусов.

Полюсное деление — расстояние между осями двух соседних полюсов, получающихся в обмотке статора при протекании по ней переменного тока. Полюсным делением называют и часть дуги внутренней окружности (расточки) активной стали статора, приходящейся на один полюс. В двухполюсных электродвигателях полюсные деления равны 180 геометрическим градусам, в четырехполюсных — 90, в шестиполюсных — 60 и т. д. Полюсные деления измеряются также в зубцовых делениях и числом пазов на полюс и фазу.

Диаметральный шаг — шаг обмотки по пазам, при котором расстояние между серединами сторон катушки равно полюсному делению.

Укороченный шаг — шаг обмотки по пазам, меньший (по числу пазов) диаметрального.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…