Заготовка изоляции и изолировка пазов

31 марта 2011

Провода обмоток должны быть защищены от механических повреждений и надежно изолированы друг от друга и от активной стали электрической машины.

На специализированных электроремонтных заводах и в электроцехах крупных предприятий изолировка токоведущих частей электрических машин является самостоятельным видом работы и выполняется рабочими-изолировщиками на специальных участках, оснащенных соответствующим оборудованием, необходимыми инструментами и приспособлениями.

Изоляция активной стали от проводов, находящихся в пазах статора электрической машины мощностью до 100 кет и напряжением до 500 в, осуществляется листами электрокартона (прессшпана) толщиной 0,1 — 0,3 мм и лакотканью.

В некоторых машинах эти материалы применяют в различных сочетаниях. Чаще всего пазовую изоляцию (гильзу или коробочку) изготовляют из двух слоев электрокартона и одного слоя лакоткани, располагаемого между ними, или же одного слоя электрокартона и одного слоя лакоткани.

Внешний (нижний) слой 1 электрокартона защищает лакоткань 2 и провода 5 обмотки при укладке в паз от повреждений его стенками. Внутренний (верхний) слой 3 электрокартона защищает лакоткань от смятия проводами обмотки, а изоляцию проводов — от повреждения коронками зубцов.


Пазовая изоляция

Пазовая изоляция

Пазовая изоляция:

а — до укладки в паз проводов обмотки, б — после укладки в паз проводов обмотки и установки деревянного клина, в — манжеты на концах коробочки пазовой изоляции с отбортовкой одного или трех слоев изоляции;

1 — внешний (нижний) слой электрокартона, 2 — лакоткань, 3 — внутренний (верхний) слой электрокартона, 4 — клин, 5 — провод обмотки, 6 — прокладка из электрокартона между слоями двухслойной обмотки.


Изоляционные детали изготовляют заранее. Для этого листы электрокартона и лакоткани нарезают на пресс-ножницах на полосы необходимой длины и ширины, которые затем вкладывают в пазы ремонтируемой машины. При резке изоляционных материалов на прессножницах пользуются зажимной планкой и не придерживают материал рукой, при резке ножом во избежание травм нож двигают от себя.

Длину заготовки внутреннего слоя пазовой изоляции статора берут на 20 — 40 мм больше длины сердечника, чтобы по краям коробочки можно было сделать выступающие по обеим сторонам паза манжеты для предохранения выходящих из паза проводов обмотки от механических повреждений.

Манжеты обычно выполняют отбортовкой одного (верхнего) слоя электрокартона коробочки и только при необходимости увеличения прочности выступающих концов коробочки — отбортовкой всех слоев.

До начала обмоточных работ помимо деталей пазовой изоляции заготовляют электрокартонные прокладки для изоляции крайних пластин статора, а также электрокартонные полоски толщиной 0,3 — 0,5 мм для подклиновой изоляции. Перед закладкой изоляции пазы статора осматривают и продувают струей сжатого воздуха. Окончив изолировку пазов, производят намотку статора.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (последовательность)

При выполнении основных операций сборки и обработки коллектора соблюдают такую последовательность: запрессовывают в стальное кольцо весь комплект из пластин и изоляции так, чтобы он принял форму правильного цилиндра, и предварительно обрабатывают его на токарном станке; запекают запрессованный комплект в термостате при 130 — 140 °С в течение 3 — 4 ч, после чего перепрессовывают комплект…

Подшипники скольжения (дефекты вкладышей)

Масло, подаваемое вращающимся кольцом, попадает в зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью втулки, вследствие чего шейка всплывает и во время всей работы двигателя вращается на масляной пленке. Для предотвращения растекания масла вдоль вала во втулке имеются маслоулавливающие канавки, сообщающиеся с камерой посредством отверстий. Распределительная смазочная канавка 10, как это видно из рисунка, не доходит…

Ремонт взрывозащищенного электрооборудования

Ремонт взрывозащищенных электрических машин и аппаратов по своим задачам и технологии сходен с описанным выше ремонтом соответствующего общепромышленного электрооборудования, но имеет свои особенности, определяемые опасным характером среды, в которой работают эти машины и аппараты. Значительное количество взрывозащищенных аппаратов снабжено электрической блокировкой, не позволяющей снять кожух, когда контакты аппарата находятся под напряжением. При отделении кожуха от…

Ремонт контактных колец

У контактных колец фазных роторов наиболее часто повреждаются рабочая поверхность и изоляция между кольцами или между кольцом и корпусом. Неравномерную выработку контактного кольца устраняют обточкой на токарном станке или при помощи приспособления. При легких повреждениях колец (подгаре, царапинах и др.) их шлифуют стеклянной шкуркой. Нарушенную изоляцию между контактными кольцами восстанавливают, зачищая, промывая бензином и затем…

Подшипники скольжения (процессе подготовки вкладышей к заливке)

В процессе подготовки вкладышей к заливке их очищают от грязи и масла, промывая в 10%ном растворе каустической соды, освобождают от старого баббита, обезжиривают и лудят. Старый баббит выплавляют путем подогрева вкладышей паяльной лампой, нагреванием в специальных электрических печах или погружением в ванну с расплавленным баббитом, нагретым до 380 — 400 °С. В ремонтной практике чаще…