Другой отличительной особенностью двигателя серии АК является то, что внутренний размер отверстия в подшипниковом щите больше наружного диаметра контактных колец, а наружная крышка шарикоподшипника не имеет выступающего бортика, поэтому при необходимости ремонта двигатель можно разбирать, не снимая чугунную втулку с контактными кольцами.
Это обстоятельство очень важно, так как съем и насадка втулки относятся к наиболее трудоемким и сложным работам, требующим применения специальных устройств.
Двигатели с фазной обмоткой ротора старых конструкций, выпускавшиеся отечественными предприятиями и иностранными фирмами, были снабжены щеткоподъемным устройством и короткозамыкающим кольцом.
После окончания процесса пуска (при достижении двигателем номинальных оборотов) поворотом рукоятки поднимались щетки над контактными кольцами, а концы обмотки ротора замыкались «накоротко» замыкающим кольцом, надвигаемым на петушки контактных колец.
Это устройство устраняло потери на трение щеток о кольца и увеличивало срок службы колец и щеток, но усложняло конструкцию и служило причиной частых ремонтов. Поэтому в современных двигателях с фазным ротором нет щеткоподъемных и замыкающих устройств.
Щетки у этих двигателей постоянно прилегают к контактным кольцам. Роторная обмотка закорачивается после окончания процесса пуска в самом пусковом реостате закорачивающим устройством.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков