Контроллером называют аппарат, при помощи которого осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку двигателей постоянного или переменного тока. Контроллер представляет собой многоступенчатое контактное переключающее устройство.
Контроллеры бывают трех типов: барабанные, кулачковые и плоские. Наибольшее применение в промышленности и электротранспорте получили барабанные и кулачковые контроллеры.
Барабанный контроллер применяют для управления электродвигателями мощностью до 60 кет. Основной его частью является маховичный штурвал 1 с валом 13, на котором укреплены сегменты 10 и траверса 5 с контактными пальцами 6. Вся контактная система закрыта металлическим кожухом 8 и управляется с помощью штурвала.
Недостатком барабанного контроллера являются невысокая переключающая способность и быстрый износ трущихся поверхностей контактов.
Барабанный контроллер
Барабанный контроллер: 1 — маховичный штурвал, 2 — крышка, 3 — стяжная шпилька, 4 — контактная пружина, 5 — траверса, 6 — контактный палец, 7 — медный сухарик, 8 — кожух, 9 — асбоцементная перегородка, 10 — сегменты, 11 — кронштейн, 12 — разъемная муфта, 13 — вал.
Контактные элементы кулачкового контроллера
Контактные элементы кулачкового контроллера: а — переменного тока, б — постоянного тока; 1 — токопровод контактного элемента, 2 — гибкая связь, 3 — наконечник, 4 — возвратная пружина, 5 — ролик, 6 и 7 — подвижный и неподвижный контакты, 8 — дугогасительный рог, 9 — дугогасительная катушка, 10 — магнитопровод дугогашения, 11 — дугогасительная камера (поднята).
Кулачковые контроллеры более совершенны. Они отличаются от барабанных большей отключающей способностью благодаря особой конструкции контактов и наличию дугогасительных устройств у каждого коммутационного элемента.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков