Контроллеры

Контроллером называют аппарат, при помощи которого осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку двигателей постоянного или переменного тока. Контроллер представляет собой многоступенчатое контактное переключающее устройство.

Контроллеры бывают трех типов: барабанные, кулачковые и плоские. Наибольшее применение в промышленности и электротранспорте получили барабанные и кулачковые контроллеры.

Барабанный контроллер применяют для управления электродвигателями мощностью до 60 кет. Основной его частью является маховичный штурвал 1 с валом 13, на котором укреплены сегменты 10 и траверса 5 с контактными пальцами 6. Вся контактная система закрыта металлическим кожухом 8 и управляется с помощью штурвала.

Недостатком барабанного контроллера являются невысокая переключающая способность и быстрый износ трущихся поверхностей контактов.


Барабанный контроллер

Барабанный контроллер

Барабанный контроллер: 1 — маховичный штурвал, 2 — крышка, 3 — стяжная шпилька, 4 — контактная пружина, 5 — траверса, 6 — контактный палец, 7 — медный сухарик, 8 — кожух, 9 — асбоцементная перегородка, 10 — сегменты, 11 — кронштейн, 12 — разъемная муфта, 13 — вал.


Контактные элементы кулачкового контроллера

Контактные элементы кулачкового контроллера

Контактные элементы кулачкового контроллера: а — переменного тока, б — постоянного тока; 1 — токопровод контактного элемента, 2 — гибкая связь, 3 — наконечник, 4 — возвратная пружина, 5 — ролик, 6 и 7 — подвижный и неподвижный контакты, 8 — дугогасительный рог, 9 — дугогасительная катушка, 10 — магнитопровод дугогашения, 11 — дугогасительная камера (поднята).


Кулачковые контроллеры более совершенны. Они отличаются от барабанных большей отключающей способностью благодаря особой конструкции контактов и наличию дугогасительных устройств у каждого коммутационного элемента.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Состояние электромагнитной системы контактора

О состоянии электромагнитной системы включенного в сеть контактора можно судить по величине издаваемого им шума. Сильный шум свидетельствует об ослаблении винтов, крепящих ярмо и якорь, повреждении короткозамкнутого витка, уложенного в вырезы сердечника, и недостаточности площади прилегания поверхностей обеих половин электромагнита вследствие нарушения регулировки. При ремонте такого контактора подтягивают крепежные детали якоря и сердечника, устанавливают в…

Пример установки ответвительной коробки и выключателя

Коробки для ответвления проводов, выключателей и штепсельных розеток устанавливают «заподлицо» с поверхностью штукатурки. В каждой коробке оставляют запас провода длиной не менее 70 мм, укладывая изолированные жилы внутри коробки вдоль стенки в один-два круга (как позволяет диаметр коробки). Пример установки ответвительной коробки и выключателя показан на рисунке. Способы присоединения плоских проводов Способы присоединения плоских проводов…

Витковые замыкания контакторов

У контакторов нередко вследствие витковых замыканий выходит из строя втягивающая катушка. Поврежденные катушки заменяют новыми заводского изготовления или же изготовленными в электроцехе. Марка провода, сечение, количество витков и размеры новой катушки должны соответствовать фактическим или маркировочным данным старой катушки. Катушки контакторов могут быть каркасной или бескаркасной конструкции. Если поврежденная катушка была намотана на каркасе, то…

Прокладка проводов в стальных трубах

В производственных помещениях предприятий проводку силовых и осветительных сетей прокладывают, как правило, в тонкостенных или водогазопроводных стальных трубах, укладываемых поверх стен, потолков и различных конструкций, или в глубоких бороздах, пробиваемых в стенах, полах и потолках. При ремонте таких проводов часто приходится заменять отдельные участки электрической сети, проложенной в трубах. Ремонт проводок обычно связан с гибкой…

Заключительный этап ремонта контактора

Выводы катушки прочно закрепляют на каркасе суровыми нитками, а затем припаивают к их концам медные наконечники. Готовую катушку снимают с шаблона и обматывают хлопчатобумажной лентой, чтобы придать катушке необходимую жесткость и защитить ее от механических повреждений. Намотанную катушку пропитывают изоляционным лаком, для чего погружают на 15 — 30 мин (в зависимости от размеров катушки и…