Представим себе стену, которая окрашена в два цвета: низ в темно-серый и верх — в светло-серый. На другой стене окраска произведена наоборот.
При взгляде на вторую стену мы не сможем отделаться от впечатления, что верхняя, темная часть «тяжелее» нижней, светлой, что нижняя часть слишком легка и непрочна, чтобы удержать на себе верхнюю. Все это создает какое-то беспокойное впечатление, которого не вызывает окраска первой стены. Поэтому при окраске стены в два цвета необходимо нижнюю половину окрашивать в более темный цвет.
Из этого, однако, не следует делать вывод, что более тяжелый цвет вообще нельзя располагать вверху. Представим себе ряд стен, нижняя часть которых окрашена светлым колером, а верхняя — темным. Будем постепенно уменьшать площадь участка, окрашенного в темный цвет, чтобы он занимал последовательно 50, 33, 20, 15 и 5% от всей площади стены.
Рассматривая окрашенные площади, мы найдем, что хотя вторая стена выглядит несколько лучше первой, все же верхняя часть заметно подавляет нижнюю.
Наиболее благоприятное впечатление получается от второй и третьей стен, где темный верхний участок занимает 1/2 и 1/3 всей площади. Четвертая стена выглядит уже хуже, и, наконец, в пятой резко бросается в глаза недостаточность площади темного участка.
Понятие о равновесии «тяжелых» и «легких» тонов
Таким образом, можно и темные тона располагать вверху, но необходимо добиться некоторого равновесия между обеими окрашенными частями. Притом чем больше различия между этими цветами по тяжести, тем меньше должна быть верхняя темная часть по сравнению с нижней и наоборот.
Основные положения современной науки о цвете (цветоведения) должны быть хорошо усвоены каждым мастером. Они помогают ему при работе над композицией и дают возможность сознательно подходить к решению различных практических вопросов колорирования.
«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов