При отсутствии запасного производят ремонт керна, вышедшего в приборе из строя.
Ремонт керна осуществляют в такой последовательности:
- определяют характер повреждения керна; извлекают керн из буксы; затачивают и шлифуют керн;
- обрабатывают закругление вершины конуса керна; шлифуют и полируют поверхность керна; контролируют показатели отремонтированного керна. Нужно иметь в виду следующее:
- если ремонтируемому прибору предстоит работать в условиях сотрясений и вибрации, обработку кернов следует производить с наибольшим возможным, в пределах допускаемой погрешности и вариации показаний, радиусом закругления ;
- не следует делать концы кернов более острыми, желая за счет незначительного радиуса закругления вершины конуса керна уменьшить погрешность от трения и вариацию показаний, так как при этом резко возрастает давление на сферу углубления камня, способное привести к новому повреждению керна и камня, особенно при сотрясениях и вибрации в месте установки прибора;
- не следует делать концы кернов более тупыми, желая увеличить срок нормального функционирования керна и камня, так как при этом возрастает погрешность от трения и вариация показаний и прибор начинает работать на границе допускаемых погрешностей и вариации показаний, в связи с чем срок его эксплуатации уменьшается, а не возрастает, как предполагалось;
- радиус закругления керна должен быть меньше радиуса закругления камня, с тем чтобы площади трущихся поверхностей керна и камня были невелики. Например, для щитовых электроизмерительных приборов класса точности 1,5 и 2,5 радиус закругления сферы должен составлять 150 мкм, а керна — 50 мкм.
При текущем ремонте повышенной сложности подвижной части прибора начальной операцией является осмотр керна с помощью микроскопа с целью определения состояния закругленного конца конуса керна. При этом керн находится в буксе рамки. Если при осмотре выявляется повреждение керна, то определяют его характер (смотрите рисунок ниже).
Повреждения рабочего конца керна, наблюдаемые с помощью микроскопа
а — затуплен; б — сломан; в — смят; г — боковой износ.
Однако в любом случае, т. е. при любом повреждении, требуется удаление керна из буксы для производства его заправки (придания нужного закругления вершине конуса), шлифовки и полировки. Знать характер повреждения необходимо, чтобы решить вопрос: сколько нужно снять металла с конуса при его заточке? Так, например, если конец конуса сломан, то заточка должна быть более глубокой, чем при смятом конце конуса керна.
«Справочное пособие по ремонту приборов и регуляторов»,
А.А.Смирнов