Главная / Электроснабжение строительно-монтажных работ / Источники электроснабжения / Правило постройки системы электроснабжения

Правило постройки системы электроснабжения


Система электроснабжения должна строиться таким образом, чтобы все ее элементы постоянно находились под нагрузкой. На рисунке ниже представлена простейшая схема электроснабжения — схема с одиночной системой сборных шин, так как количество выключателей В равно количеству присоединений к сборным шинам СШ. Помимо выключателей в каждой цепи предусмотрены шинный и выходной разделители Р, обеспечивающие отделение выключателя от других частей установки (от шин и сети) во время его ремонта.

Принципиальная схема с одиночной системой сборных шин (СШ) Принципиальная схема
с одиночной системой
сборных шин (СШ)

T1 и Т2 — трансформаторы собственных нужд. Л — отходящие линии. Рл —линейные разъединители, Рш — шинные разъединители.

Ремонт сборных шин СШ и шинных разъединителей Рш требуют отключения всей установки. При к. з. на сборных шинах отключается вся установка. Поэтому такие схемы могут применяться лишь на тех электростанциях, которые снабжают электроэнергией приемники второй категории.

На рисунке ниже представлена одиночная секционированная система шин.


Принципиальная схема с одиночной секционированной системой сборных шин (СШ)

Принципиальная схема с одиночной секционированной системой сборных шин (СШ)


Эта схема надежнее предыдущей схемы. Она позволяет распределить присоединение источников тока и взаимно резервирующих друг друга цепей питания приемников первой категории так, что при выходе из строя одной секции сборных шин ответственные приемники продолжают питаться от секций, оставшихся в работе.

При наличии нескольких секций, во избежание перетоков мощности вдоль сборных шин, одиночную секционированную систему сборных шин замыкают на кольцо.

В рассмотренных схемах есть общий недостаток, который заключается в том, что при отключении одной из рабочих секций СШ ответственные приемники питаются по одной рабочей цепи, что снижает надежность питания (и не соответствует требованиям ПУЭ).

Во избежание указанного на станциях может быть применена двойная система сборных шин (смотрите рисунок ниже), в которой кроме секций рабочих шин (СШ) предусмотрена резервная система шин (Рез. СШ). Каждая цепь в этой схеме присоединяется через развилку из двух разъединителей, допускающих присоединение цепей и к рабочим шинам СШ и резервной системе шин (Рез. СШ).


Принципиальная схема с двойной системой сборных шин (СШ и Рез. СШ)

 Принципиальная схема с двойной системой сборных шин (СШ и Рез. СШ)

ШСВ-1; ШСВ-2 — шиносоединительные выключатели; Рш1 , Рш2 —шинные разъединители шиносоединительных выключателей ШСВ-1 и ШСВ-2; СВ — соединительный выключатель; I, II—рабочие секции сборных шин СШ; Л — отходящие линии.


Здесь оба разъединителя, помимо отделения ремонтируемого выключателя от шин, выполняют функции аппаратов, с помощью которых производится перевод цепи с питания от одних шин к другим.

Таким образом, при наличии резервной системы шин можно проводить ремонт рабочей секции (I, II) с сохранением резерва в цепях питания ответственных приемников. В рассматриваемой схеме количество шинных разъединителей вдвое увеличивается, усложняется и удорожается РУ, усложняется его обслуживание.

Во всех схемах для уменьшения токов к.з. устанавливается токоограничивающие реакторы.


«Электроснабжение строительно-монтажных работ», Г.Н. Глушков