Главная / Слесарное дело / Совершенствование навыков выполнения слесарных и токарных работ / Работа с разделением труда по операциям / Пооперационная работа в школьной мастерской

Пооперационная работа в школьной мастерской

Изготовляя несколько одинаковых деталей, ученик быстрее овладевает операциями. На этих занятиях работают напряженнее, чем на обычных занятиях.

Действовать быстро, четко, организованно необходимо каждому работающему в коллективе.

Перед началом работы надо познакомиться с техническими требованиями, предъявляемыми к изделию, а по технологической карте и чертежу проверить себя, понятно ли задание.

Не забывайте, что при выполнении отдельных операций надо знать не только те, которые предстоит выполнять, но и смежные. Знание предыдущей операции позволит вам проверить качество работы, выполненной до вас, — знать последующую операцию необходимо, чтобы выполнить работу без брака.

Так, учитель может предложить изготовить слесарные ножовочные станки пооперационным разделением труда. Слесарный ножовочный станок состоит из рамки, натяжного винта, барашка, штыря, двух ушков.


Чертежи и технический рисунок деталей ножовки

Чертежи и технический рисунок деталей ножовки


Чертежи и технический рисунок деталей ножовки (Продолжение)

Чертежи и технический рисунок деталей ножовки (Продолжение)


Перед тем как приступить к пооперационному изготовлению станков ножовок, учащиеся под руководством учителя выполняют подготовительные работы. На подготовительных занятиях изготовляют несложные приспособления и оправки для гибки рамки, ушков.

Во время групповой беседы ученики изучают чертеж, выполняют эскизы на детали станка ножовки, заполняют технологические карты, обсуждают план работы.

На этих же занятиях заготовляют материал для деталей станка ножовки, делают небольшой задел деталей, нужных в первую очередь. В это же время изготовляют один станок ножовки всей группой, проверив тем самым организацию коллективного труда и качество изделия.

Всю эту работу выполняют по графику, составленному учителем.

Под руководством учителя учащиеся взаимно контролируют изделие, задел. Качество изготовления проверяют по чертежам.

В школьных мастерских пооперационную работу организуют по бригадам. Бригадир, назначенный учителем, обеспечивает работой каждого ученика. Распределять работы нужно так, чтобы каждый выполнил задание в определенное время.

При изготовлении станков ножовок весь объем работы необходимо распределить на следующие операции:

  1. разметка по шаблонам ушков;
  2. вырезание заготовок ушков;
  3. гибка на оправках и в приспособлениях;
  4. сверление в приспособлениях деталей ножовки;
  5. соединение заклепками деталей ножовки;
  6. точение натяжных винтов на токарном станке;
  7. обработка штырей на конус на токарном станке;
  8. опиливание или фрезерование натяжных винтов и штырей;
  9. нарезание резьбы натяжных винтов и барашек;
  10. наладка ножовок.

Станок ножовки состоит из многих деталей, каждую из которых изготовляют за несколько операций. Так, натяжные винты обрабатывает на токарном станке один ученик, другой опиливает головки, третий нарезает резьбу.

Детали, изготовляемые за несколько операций, целесообразно выполнить предварительно на одном из занятий пооперационным методом.

Пооперационный метод изготовления изделий очень ответствен, так как ошибка или задержка одного ученика влияет на работу всей бригады.

Преимущество пооперационной работы показывает следующий пример. Чтобы изготовить станок ножовки, одному ученику требуется не менее 30 учебных часов, при пооперационной работе затрачивается в среднем 20 часов.

Вопросы

  1. Как распределяют работу в бригадах при массовом и серийном производствах?
  2. Какие работы выполняют на подготовительных занятиях?
  3. Каковы обязанности бригадира в школьных мастерских?
  4. В чем преимущество пооперационной работы?

Упражнение

Изготовьте подставки для утюга или кастрюль пооперационным методом. Подставка состоит из шести прямоугольных пластинок с закругленными концами, пяти цилиндрических стоек и четырех заклепок.


Прямоугольная подставка для кастрюль

Прямоугольная подставка для кастрюль



«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич