Все машины, независимо от своего устройства, состоят из отдельных узлов и деталей. При ознакомлении с устройством, принципом действия механизмов швейной машины применяют кинематические схемы. Условные обозначения деталей швейной машины, передач и соединений определяются ГОСТом 3462 — 62 и ГОСТом 2.770 — 68.
Смотрите таблицу — Условные обозначения деталей швейной машины
Смотрите таблицу — Условные обозначения деталей швейной машины (продолжение)
Лабораторно-практическая работа
Изучение механизмов преобразования движения швейной машины, чтение кинематических схем
Оборудование: модели механизмов: кривошипно-шатунного, кулачкового, эксцентрикового; карточки-задания.
Ход работы
I. Изучите механизмы преобразования движения по следующей схеме:
- название и назначение механизма;
- устройство его;
- пример использования в швейной машине;
- из каких деталей состоит данный механизм;
- каково назначение каждой детали.
II. Выполните предложенные задания.
Задание 1
Рассмотрите цветной рисунок на переднем форзаце и заполните таблицу.
Основные узлы швейной машин
№пп | Название механизма | Назначение механизма |
1 | … | … |
2 | … | … |
3 | … | … |
Задание 2
Ответьте на поставленные вопросы:
Какая деталь показана на рисунке?
К какому механизму она относится и каково ее назначение? |
Задание 3
Рассмотрите рисунок и дополните кинематическую схему механизма изображением недостающей детали.
Задание 4
Рассмотрите рисунок и заполните таблицу.
Деталь
Название детали | Вид соединения | Совершаемое движение |
1. Главный вал | — | — |
2. Кривошип (с главным валом) | — | — |
3. Палец кривошипа (с кривошипом) | — | — |
4. Шатун (с поводком) | — | — |
5. Поводок (с шатуном) | — | — |
6. Игловодитель (с поводком) | — | — |
Вопросы и задание
- Какой механизм передает игле возвратно-поступательное движение?
- Какая деталь кривошипно-шатунного, эксцентрикового механизмов является ведущей?
- Расскажите о кулачковом механизме и приведите примеры его использования в швейной машине.
Процесс образования челночного стежка
Челночный стежок образуется двумя нитками: игольной (верхней) и челночной (нижней). Одна из них (игольная) проходит сверху ткани, вторая (челночная) — снизу ткани. При образовании стежка переплетаемые нитки натягиваются и прижимают ткани друг к другу.
Верхнюю нитку заправляют в ушко машинной иглы, а нижнюю наматывают на шпульку, которую вставляют в челнок.
Схема образования челночного стежка:
Смотрите — Схема образования челночного стежка
- игла,
- нитепритягиватель,
- носик челнока,
- шпилька,
- зубья рейки.
Позиция I. Игла 1, проколов ткани, проводит верхнюю нитку под игольную пластину, при подъеме образуется петля, при этом нитепритягиватель 2 опускается до середины прорези и подает нитку.
Позиция II. Игла поднимается вверх, а носик челнока 3 захватывает петлю и, двигаясь по часовой стрелке, расширяет ее. Рычаг нитепритягивателя, опускаясь вниз, подает нитку челноку.
Позиция III. Челнок расширяет петлю верхней нитки и обводит ее вокруг шпульки. Нитепритягиватель, поднимаясь вверх, вытягивает нитку из челночного комплекта.
Позиция IV. Когда петля верхней нитки обойдет вокруг шпульки более чем на 180°, рычаг нитепритягивателя быстро поднимается вверх и затягивает стежок. Челнок начинает двигаться против часовой стрелки.
Позиция V. Зубья рейки 5 и лапка продвигают ткань, для того чтобы игла следующий свой прокол сделала на расстоянии, равном длине стежка.
Вопрос и задание
- Расскажите о процессе образования челночного стежка и взаимодействии рабочих органов.
- Каковы особенности работы нитепритягивателя?
Лабораторно-практическая работа
Чтение кинематической схемы швейной машины. Схема образования челночного стежка.
1. Задание
Рассмотрите рисунки на которых даны механизмы рабочих органов швейной машины, и ответьте на вопросы:
Смотрите рисунок — Механизм двигателя ткани
Смотреть рисунок — Общая схема эксцентрикового механизма
- Какие детали входят в данный механизм?
- Где они находятся на кинематической схеме?
- Как передается движение от главного вала, например, к челноку в механизме челнока? (Проследите по кинематической схеме.)
Смотрите — Кинематическая схема
2. Упражнение:
- заправьте верхнюю и нижнюю нитки на швейной машине и откройте задвижную пластину;
- медленно вращая от руки маховое колесо, проследите процесс, образования челночного стежка;
- изучите работу рабочего органа, который укажет учитель, и ответьте на вопросы: какова роль этого органа в образовании стежка? В какой механизм входит данный орган?
«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова