Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Сушка и пропитка обмоток

Сушка и пропитка обмоток


Обмотки сушат после намотки непосредственно перед пропиткой, а также после нее. При сушке до пропитки из обмотки удаляется вся влага, скопившаяся в пазовой изоляции и изоляции проводов обмотки.

При сушке после пропитки из обмотки удаляются растворители и остатки влаги, прочно склеиваются витки и создаются на поверхности обмотки прочные лаковые пленки, защищающие ее от воздействия влаги и агрессивных частиц, содержащихся в окружающем воздухе.

Пропитку обмоток производят в пропиточных ваннах, установлении в специальном помещении, обеспеченном средствами пожаротушения в соответствии с требованиями охраны труда и промышленной санитарии и оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.


Пропиточная ванна

Пропиточная ванна

Пропиточная ванна (крышка поднята):

1 — крышка,
2 — бак,
3 — пневморычажный механизм.


Пропиточная ванна представляет собой металлический бак 2 с крышкой 1 и служит для пропитки обмотанных статоров, роторов и различных катушек специальными электроизоляционными ладами. Пропитка осуществляется путем погружения пропитываемых изделий в лак, находящийся в ванне, поэтому размеры ванны должны быть рассчитаны на габариты изделий.

Для повышения проникающей способности лака и улучшения условий пропитки ванны оборудуют устройством для подогрева лака.

Ванны для пропитки статоров и роторов крупных электрических машин снабжены пневморычажным механизмом 3; позволяющим поворотом рукоятки распределительного крана плавно и без усилий открывать и закрывать тяжелую крышку.

Для пропитки обмоток применяют масляные, масляно-битумные и водоэмульсионные пропиточные лаки, а в особых случаях и кремнийорганические лаки. Пропиточные лаки должны обладать малой вязкостью и хорошей проникающей способностью, обеспечивающей глубокое проникновение во все поры пропитываемой изоляции.

В лаке не должно быть веществ, оказывающих вредное воздействие на провода и изоляцию обмотки. Лаки должны длительно противостоять воздействию рабочей температуры, не теряя при этом изолирующих свойств.

Обмотки электрических машин пропитывают 1 — 3 раза в зависимости от условий эксплуатации, требований электрической прочности, режима работы и т. д. При пропитке обмоток непрерывно проверяют вязкость и густоту лака в ванне, потому что растворители лаков постепенно улетучиваются и лаки густеют.

Снижается их способность проникать в изоляцию проводов обмотки, расположенных в пазах сердечника статора или ротора.

Особенно она снижается у густого лака при плотной укладке проводов в пазах. Недостаточная изоляция обмоток при определенных условиях может привести к пробою их изоляции и аварийному выходу электрической машины из строя.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков