Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Ремонт обмотки якоря (секции шаблонных обмоток)

Ремонт обмотки якоря (секции шаблонных обмоток)

Секции шаблонных обмоток изолируют вручную, а на крупных ремонтных предприятиях — на специальных изолировочных станках. Станок состоит из натяжного ролика 2, ролика 3 с изоляционной лентой 1, упора 4, вращающегося кольца 5 и направляющих роликов 6, установленных на станине 7.

Станок при водится в движение электродвигателем мощностью 0,6 кет с кругло ременной передачей 8. Вставив изолируемую секцию в станок до упора» включают электродвигатель, который приводит в движение кольцо с укрепленным на нем роликом 3.

Ролик обегает вокруг секции (по ее сечению) и наматывает на нее изоляционную ленту. Для изоляции реей поверхности секцию медленно передвигают от руки справа налево по неподвижному упору.


Изолирование обмоток

Изолирование обмоток

Изолирование обмоток:

а — секция шаблонной обмотки, подготовленная к изолированию, б — процесс изолирования секции на станке;

1 — изоляционная лента, 2 — натяжной ролик, 3 — ролик с лентой, 4 — упор, 5 — кольцо, 6 — направляющий ролик, 7 — станина, 8 — круглоременная передача.


Изолированную секцию после пропитки и сушки вкладывают в изолированные пазы ротора и заклинивают так же, как и секции фазных роторов. Наиболее специфической частью ремонта электрической машины постоянного тока является пайка коллекторов, при которой провода обмотки якоря соединяют с пластинами (ламелями) коллектора. Пайку производят мягкими оловянисто-свиицовыми припоями с температурой плавления 180 — 200 °С марок ПОС-40 или ПОС-50 в такой последовательности.

Устанавливают якорь с коллектором в наклонном положении коллектором вниз, защищают обмотку якоря асбестовой тканью и равномерно нагревают коллектор паяльной лампой или газовой горелкой. Когда коллектор нагреется до 180 — 200 °С, приступают к пайке.

Наиболее эффективным способом пайки коллекторов является пайка в ванне. Якорь устанавливают вертикально коллектором вниз с таким расчетом, чтобы торцовая часть петушков опиралась на асбестовую прокладку, лежащую на борту стального кольца. Кольцо и коллектор подогревают до 250 — 270 °С, затем, смазав петушки канифолью, наливают расплавленный припой в канавку между кольцом и петушками.

Уровень припоя не должен превышать высоты петушков. Выполняя пайку, следят за тем, чтобы расплавленный припой не затекал в обмотку.

После остывания коллектор очищают от наплывов и брызг припоя, промывают бензином и протирают сухой тряпкой. Если есть неровности на поверхности коллектора или слюда выступает из межламельного пространства, коллектор протачивают, продороживают и шлифуют.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков