Ремонт обмотки ротора (расчет бандажей)

1 апреля 2011

Расчет бандажей обычно ведут, исходя из массы обмотки, отдельно для ее пазовой части и лобовых частей.

При расчете бандажей

Определяют массу обмотки, находящейся в пазах, по формуле: Gп = 0,0116abSпzl кг, где a и b — размеры сторон прямоугольного провода, мм; Sп — общее число проводов в пазу; z — число пазов; l — длина якоря (ротора) без лобовых частей, см.

Выбирают по таблице диаметр бандажной проволоки.

Диаметры бандажной проволоки

Диаметр D якоря (ротора), мм Диаметр проволоки d, мм Характеристика проволоки
100 — 200 0,8 Стальная луженая с сопротивлением на разрыв не менее 170 кг/мм2
201 — 400 1,0
401 — 600 1,2
601 — 1000 1,5

Определяют число витков w6t с всех бандажей, намотанных на сердечник:

Формула

где: Gn — масса обмотки, лежащей в пазах, кг; D — диаметр сердечника якоря (ротора), мм; uп — глубина паза сердечника ротора, мм; d — диаметр проволоки, мм.

Находят массу лобовой части обмотки, расположенной на одной из сторон якоря (ротора):

Формула

где: Gо,л — масса лобовой части левой или правой стороны якоря (ротора), кг; p — число пар полюсов.

Определяют число витков бандажа, намотанных на лобовые части (ωб, л):

Формула

Число витков проволоки выбранного диаметра, необходимое на все бандажи ротора, можно определить также по формуле:

Формула

где: G — масса обмотки, удерживаемой бандажами, кг; R — радиус о центру тяжести обмотки, см, R = (D — h)/2 (D — наружный диаметр ротора, см, h — глубина паза, см); σ — расчетное растягивающее напряжение в поперечном сечении бандажа, кг/мм2, равное 0,75σи (σн — величина натяжения бандажной проволоки при намотке бандажа, принимаемая 65 кг/мм2 для проволоки средней твердости); γ — удельный вес бандажной проволоки; ν — окружная скорость ротора, м/сек, при испытательной скорости вращения ni об/мин.

Формула

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…