Ремонт баковых масляных выключателей
Баковые выключатели состоят из рамы, баков с крышками, контактов и механизма. Внутри баков находятся неподвижные контакты и подвижные контактные траверсы.
Бак залит трансформаторным маслом, которое служит для гашения электрической дуги, а также для изоляции токоведущих частей выключателя друг от друга и от заземленного бака.
Баковые выключатели делятся в зависимости от количества баков на однобаковые и многобаковые. У однобаковых выключателей контакты всех трех фаз находятся в одном общем баке, у многобаковых контакты каждой фазы помещены в отдельный бак.
Однобаковый масляный выключатель ВМБ-10
Однобаковый масляный выключатель ВМБ-10: 1 — бак, 2 — изоляция бака, 3 — фарфоровый изолятор, 4 — контактный стержень, 5 — прилив, 6 и 7 — неподвижный и подвижный контакты, 8 — гайка, 9 — маслоуказатель, 10 — пробка, закрывающая отверстие для заполнения бака маслом, 11 — вал выключателя, 12 — крышка, 13 — вилка для соединения выключателя с приводом, 14 — прокладка, 15 — обод, 16 — пружина, 17 — дно бака, 18 — пробка для спуска и отбора пробы масла, 19 — предохранительное кольцо.
В электроустановках на напряжения 6 и 10 кв применяют однобаковый выключатель ВМБ-10. При разборке выключателя для ремонта отвертывают гайки 8 на шпильках и опускают бак 1 при помощи имеющегося на выключателе приспособления, состоящего из скобы с серьгами и шарнирных болтов. Затем путем осмотра устанавливают состояние контактов 6 и 7 и контактных пружин 16, изоляционных тяг и других внутренних деталей выключателя.
Контакты имеют форму плоскости и сферы. При соприкосновении плоской и сферической поверхностей образуется точечный контакт. Выключатель не имеет специального дугогасительного устройства, поэтому его контакты при разрыве электрической цепи подвержены продолжительному воздействию высокой температуры дуги, что отражается на их состоянии.
При ремонте очищают контакты от копоти и оплавленных частиц металла. Проверяют путем осмотра состояние контактных пружин 9.
Пружины, имеющие даже незначительные трещины или неодинаковое расстояние между витками, заменяют новыми заводского изготовления. Подвижные контакты 6 укреплены на траверсах, соединенных с изоляционными штангами 4.
При ремонте убеждаются в отсутствии признаков расслоения изоляционных траверс и штанг и сохранности их лакового покрова. Расслоившиеся траверсы и штанги заменяют новыми соответствующих размеров.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков