Широкое распространение получил способ изготовления мозаики, при котором отдельные карты, набранные в ящике с прямым набором и наклеенные на бумагу и серпянку, вынимают из ящика, переворачивают лицом на стол, очищают, продувая от пудры, и заливают цементным раствором, окружив предварительно карту деревянными бортиками.
Приготовленные таким образом в виде отдельных плит карты общего мозаичного изображения устанавливают на цементном растворе состава 1 : 3; карты тщательно пригоняют друг к другу, а затем поверхность мозаики очищают от бумаги и серпянки, промывая водой.
Обратный набор заключается в следующем: рисунок оригинала переводят на картон или на полотняную кальку, и набор мозаики производят на обратное изображение. Рисунок располагают на полу или на специальном верстаке, раскрашивают в соответствии с оригиналом, а затем на него укладывают кусочки смальты требуемого цвета лицевой стороной вниз и приклеивают их клейстером.
Изготовив таким образом отдельные карты, их окружают деревянной рамкой и заливают цементным раствором. После отвердевания раствора карты переворачивают, картон или кальку смывают, а карты устанавливают на цементном растворе на место. При установке больших мозаичных карт отдельные части их прикрепляют к облицовываемой поверхности арматурой и цементным раствором. Для окончательной отделки мозаики из смальты поверхность ее шлифуют песком, пудрой наждака или оловянным порошком.
В отдельных случаях для смягчения излишне резких контуров швов их окрашивают под цвет смальты подогретыми восковыми красками. Монументальную мозаику из декоративных пород камня, глазным образом из различных пород мраморов, выполняют в отличие от смальтовой мозаики из более крупных кусков, которые заготовляют заранее по величине и форме в соответствии с проектом. Мозаику из декоративного камня собирают вначале на стенде, а затем после подгонки и исправления отдельных кусков устанавливают на место на цементном растворе. Отделывают каменную мозаику, шлифуя и полируя ее поверхность указанными выше приемами.
«Плиточные и мозаичные работы»,
Б.П.Кривцов, И.Г.Шапиро