Получить гармонию можно также путем противопоставления второстепенной краски не содержащемуся в ней основному цвету: желтой — фиолетовому, красной — зеленому и синей — оранжевому.
Но из красного, желтого и синего цветов можно получить очень много разных оттенков; если мы хотим сопоставить красный цвет с таким зеленым, в котором много желтою, то надо выбрать красную краску, переходящую в желтую, например, киноварь или сурик.
К фиолетовой краске с красным оттенком лучше всего подходит зеленая, приближающаяся к желтой; к оранжевой с преобладанием красной — синяя, переходящая в зеленую.
Маляру, работающему над цветом, надо помнить, что колорит понимается не как сумма отдельных цветов, а как их общее сочетание и взаимоотношение в определенной композиции.
Самое лучшее расположение колеров в фоновых орнаментах следующее
На черном фоне — зеленый и синий массами; красный умеренно и желтый с еще большей умеренностью.
На синем фоне — белый тонкими линиями и желтый массами.
На красном фоне — зеленый, белый и синий тонкими линиями. Желтый на красном не производит эффекта, по крайней мере, если его не выделять тенями.
Очень красиво сочетание белого с небольшим количеством позолоты.
«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов