Обычно применяют подшипники скольжения с вкладышем (втулкой) из бронзы, нейлона, лучше — тефлона. Подшипники качения, как правило, — это однорядные шарикоподшипники; можно купить комплектную втулку переднего колеса велосипеда или мотоколяски либо изготовить корпус под имеющийся подшипник.


Втулка переднего колеса

Втулка переднего колеса

а — велосипеда; б — мотоколяски: 1 — резьба М8Х1; 2 — паз на оси; 3 — коническая гайка; 4 — шарики подшипника; 5 — шайба с лапкой; u, υ, w, x, y, z — размеры, необходимые для встраивания втулки в станок; используется однорядный шарикоподшипник 6201 (12X32X10).


Иногда применяют втулки педали велосипеда: например, для установки натяжного ролика ленточношлифовалького станка, так как здесь необходимо консольное крепление вала.

В домашних условиях основные трудности возникают при изготовлении корпусов для стандартных подшипников. Следует руководствоваться изложенными ниже правилами.

Для обычных мощностей домашних станков однорядные шарикоподшипники наиболее удобны — они имеют минимальные размеры и дешевы. Их недостаток заключается в необходимости точной соосности посадочных отверстий корпуса и цапфы вала, иначе подшипник быстро выйдет из строя (самоустанавливающиеся двухрядные подшипники требуют более сложной конструкции узла). Диаметр вала должен быть несколько больше диаметра отверстия подшипника: вал легко и осторожно запрессовывают в подшипник, следя за тем, чтобы не погнуть вал. Он ни в коем случае не должен соединяться с подшипником свободно. То же относится и к посадке наружного кольца подшипника в корпусе.

Типовая конструкция вала и корпуса с однорядными шарикоподшипниками показана на рисунке ниже положение — а.

Смотрите рисунок — Вал на шарикоподшипниках

Основное требование к узлу — фиксация одного подшипника на валу (посредством внутреннего кольца) и в корпусе (посредством наружного кольца) во избежание осевого смещения.

У другого подшипника закрепляют только одно (обычно внутреннее) кольцо, тогда как наружное кольцо устанавливают в корпусе с осевым зазором. Это делается для того, чтобы при различии температур вала и корпуса, а значит, различии температурных деформаций, не возникли дополнительные осевые нагрузки, которые могут привести к перегрузке, перегреву и выходу подшипника из строя.

После сборки вал должен вращаться легко и плавно. Если это не так, узел собран неправильно (что выявится после разборки) с одной или обеих сторон (проверяют вращением) или же свободный подшипник не имеет возможности осевого перемещения (неправильно выполнена расточка под наружное кольцо либо отсутствует зазор).

«Домашняя мастерская»,
Ф.Кусл, Ф.Крамериус

Дефекты подшипников

Иногда дефект вызван несоосностью посадочных мест под подшипники в корпусе или на валу, прогибом вала. Необходимо также убедиться, что неподвижный подшипник не имеет осевого зазора на валу. Возможный зазор устраняют…