Определение витковых замыканий в якорных обмотках

31 марта 2011

Для определения витковых замыканий в якорных обмотках служит приспособление, состоящее из аккумулятора напряжением 6 в, телефона и зуммера, прерывающего цепь. Концы проводов подключают к коллектору 1 по полюсному шагу (при двухполюсной машине — на 1/2 коллектора, при четырехполюсной на коллектора и т. д.).

При прохождении тока, прерываемого зуммером 5, создается характерный звук, который прослушивают телефоном 4, подключаемым поочередно к двум соседним коллекторным пластинам. Замыкание витков секции или между пластинами обнаруживают по исчезновению звука в телефоне.


Определение места повреждения якорной обмотки

Определение места повреждения якорной обмотки

Определение места повреждения якорной обмотки «прослушиванием»:

а — замыкания между витками, б — замыкания на корпус;

1 — коллектор, 2 — аккумулятор, 3 — зуммер, 4 — телефон, 5 — провода, 6 — вал машины.


Это же устройство применяют для нахождения замыкания якорной обмотки на корпус. Провода от последовательно соединенных аккумулятора и зуммера присоединяют: один провод к любой коллекторной пластине, другой к валу, к которому присоединяют также один из выводов телефона.

При перемещении другого вывода телефона по коллектору звук зуммера в телефоне будет тем слабее, чем ближе находится перемещаемый вывод к замкнутой на корпус секции или пластине. В момент соединения вывода с замкнутой пластиной или секцией звук зуммера полностью исчезает.

Для определения места замыкания на корпус в роторных обмотках используют метод прожигания, при котором на обмотку и вал ротора подается напряжение переменного тока 220 в через электролампу мощностью 300 — 500 вт. Таким способом прожигают поврежденную изоляцию и по искре и дыму определяют место замыкания обмотки на корпус ротора.

Чтобы выявить в обмотках машин недоброкачественные пайки, применяют следующие способы:

  • прогрев обмотки постоянным или переменным током величиной 1 — 1,2 номинального тока при неподвижном состоянии вращающееся части машины. Дефектная пайка обнаруживается по более высокому местному нагреву;
  • измерение омических сопротивлений обмоток. При хорошем качестве паек сопротивления обмоток различных фаз не должны отличаться друг от друга или от ранее измеренных величин более чем на 2%.

Правильное определение места и характера повреждения позволяет не только избежать ненужных операций, но и сократить время нахождения машины в ремонте.

Работа по выявлению неисправностей в электрической машине, определению ее состояния и объема предстоящего ремонта называется дефектацией. Она осуществляется путем внешних осмотров, различных измерений и испытаний машины, производимых в ряде случаев после ее разборки. Сведения о ремонтируемой машине и требуемом ремонте заносят в дефектационную карту.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…