Для определения витковых замыканий в якорных обмотках служит приспособление, состоящее из аккумулятора напряжением 6 в, телефона и зуммера, прерывающего цепь. Концы проводов подключают к коллектору 1 по полюсному шагу (при двухполюсной машине — на 1/2 коллектора, при четырехполюсной на коллектора и т. д.).
При прохождении тока, прерываемого зуммером 5, создается характерный звук, который прослушивают телефоном 4, подключаемым поочередно к двум соседним коллекторным пластинам. Замыкание витков секции или между пластинами обнаруживают по исчезновению звука в телефоне.
Определение места повреждения якорной обмотки
Определение места повреждения якорной обмотки «прослушиванием»:
а — замыкания между витками, б — замыкания на корпус;
1 — коллектор, 2 — аккумулятор, 3 — зуммер, 4 — телефон, 5 — провода, 6 — вал машины.
Это же устройство применяют для нахождения замыкания якорной обмотки на корпус. Провода от последовательно соединенных аккумулятора и зуммера присоединяют: один провод к любой коллекторной пластине, другой к валу, к которому присоединяют также один из выводов телефона.
При перемещении другого вывода телефона по коллектору звук зуммера в телефоне будет тем слабее, чем ближе находится перемещаемый вывод к замкнутой на корпус секции или пластине. В момент соединения вывода с замкнутой пластиной или секцией звук зуммера полностью исчезает.
Для определения места замыкания на корпус в роторных обмотках используют метод прожигания, при котором на обмотку и вал ротора подается напряжение переменного тока 220 в через электролампу мощностью 300 — 500 вт. Таким способом прожигают поврежденную изоляцию и по искре и дыму определяют место замыкания обмотки на корпус ротора.
Чтобы выявить в обмотках машин недоброкачественные пайки, применяют следующие способы:
- прогрев обмотки постоянным или переменным током величиной 1 — 1,2 номинального тока при неподвижном состоянии вращающееся части машины. Дефектная пайка обнаруживается по более высокому местному нагреву;
- измерение омических сопротивлений обмоток. При хорошем качестве паек сопротивления обмоток различных фаз не должны отличаться друг от друга или от ранее измеренных величин более чем на 2%.
Правильное определение места и характера повреждения позволяет не только избежать ненужных операций, но и сократить время нахождения машины в ремонте.
Работа по выявлению неисправностей в электрической машине, определению ее состояния и объема предстоящего ремонта называется дефектацией. Она осуществляется путем внешних осмотров, различных измерений и испытаний машины, производимых в ряде случаев после ее разборки. Сведения о ремонтируемой машине и требуемом ремонте заносят в дефектационную карту.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков