Слив сжиженных газов из железнодорожных цистерн в условиях кустовой базы может осуществляться одним из следующих методов:
- созданием необходимого перепада давления между цистерной и резервуаром путем нагнетания компрессором паров сжиженных газов из наполняемого резервуара в железнодорожную цистерну;
- перекачиванием сжиженных газов специальными насосами;
- самотеком, когда наполняемые резервуары расположены ниже железнодорожной цистерны (например, подземные резервуары).
На кустовых базах сжиженных газов в СССР наиболее распространен метод нагнетания паров компрессором. Не допускается слив сжиженных газов путем создания перепада давления между цистерной и резервуаром за счет выпуска в атмосферу паровой фазы из наполняемого резервуара. Давление паровой фазы, нагнетаемое компрессором в железнодорожную цистерну при сливе, не должно превышать рабочего давления, указанного на табличке цистерны. При повышении давления в железнодорожной цистерне выше рабочего компрессор должен быть немедленно остановлен.
Перепад давления между железнодорожной цистерной и резервуаром, как правило, должен составлять 2— 3 кгс/см2. При больших перепадах скоростные клапаны перекрывают сливные трубы железнодорожных цистерн.
Во избежание больших потерь сжиженного газа в виде «возврата» при разгрузке из железнодорожных цистерн следует отсасывать пары до давления 0,5— 0,7 кгс/см2 (изб.).
При этом нужно иметь в виду, что во время отсоса паров из цистерны происходит испарение неслитого сжиженного газа, находящегося ниже уровня сливных труб, за счет собственного тепла и что жидкость охлаждается до температуры ниже точки кипения при данном давлении в цистерне, поэтому давление падает. После отключения компрессора давление в цистерне несколько повышается за счет испарения оставшейся в цистерне жидкости; в отдельных случаях возможно повышение давления до 1,5—2 кгс/см2 (изб.).
«Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве»,
А.Н. Янович, А.Ц. Аствацатуров, А.А. Бусурин