Железнодорожная цистерна для перевозки сжиженных газов имеет следующую арматуру:
- два угловых вентиля для слива и налива жидкой фазы газа (окрашены в коричневый цвет с желтыми поперечными полосами);
- один угловой вентиль для паровой фазы газа (окрашен в коричневый цвет);
- сигнальный вентиль для контроля уровня наполнения цистерны (окрашен в красный цвет);
- вентиль контроля максимального наполнения (окрашен в зеленый цвет);
- вентиль контроля опорожнения цистерны;
- вентиль для слива воды;
- пружинный предохранительный клапан;
- узел манометродержателя.
На штуцерах жидкостных вентилей нанесены надпись «Жидкость» или буква «ж», на штуцере газового вентиля — надпись «Газ» или буква «г».
Вся арматура, кроме узла манометродержателя, располагается на крышке люка, закрывающегося защитным колпаком, который при отправке цистерны пломбируется заводомпоставщиком, а при возврате ее — кустовой базой сжиженных газов. У поставщиков и получателей сжиженного газа должны быть пломбиры с отличительными знаками.
Прибывшие цистерны со сжиженным газом принимает и осматривает мастер цеха слива — налива.
Оператор по сливу цистерн осматривает цистерны, проверяет наличие пломб, выполняет работы по сливу железнодорожных цистерн, проверяет цистерны после слива. Подготовку к сливу и слив газа выполняют операторы сливноналивной эстакады, резервуарного парка, машинисты компрессорной и дежурный слесарь под руководством мастера по сливу—наливу. Машинист выполняет необходимые при сливе—наливе операции в пределах насоснокомпрессорного отделения, не покидая своего рабочего места.
«Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве»,
А.Н. Янович, А.Ц. Аствацатуров, А.А. Бусурин