Главная / Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве / Техника безопасности в газовом хозяйстве / Техника безопасности при эксплуатации и ремонте подземных и надземных газопроводов и сооружении на них / Шурфовой осмотр газопроводов

Шурфовой осмотр газопроводов

Шурфовой осмотр газопроводов производится путем открытия участков его длиной 1,5—2 м на каждый километр распределительного газопровода и газопровода, проходящего вне территории города или другого населенного пункта, и на каждые 200 м дворовой или квартальной разводки (но не менее одного места на проезд, дворовую или квартальную разводку), а также в местах установки конденсатосборников и гидрозатворов, изолирующих фланцев и других сооружений.

Для осмотра должны выбираться участки наибольшего приближения к трамвайным путям и электрифицированным железным дорогам, а также проложенные в грунтах с наиболее высокой коррозионной активностью.

Земляные работы, проводимые при ревизии, ремонте, авариях на действующих подземных газопроводах, являются газоопасными и выполняются в соответствии с правилами производства газоопасных работ.

Для определения условий безопасного ведения земляных работ руководитель работ знакомится с расположением подземных сооружений и коммуникаций, находящихся вблизи реконструируемого участка газопровода или пересекающих его. Особенно опасна близость электрических кабелей, повреждение которых может вызвать поражение током работающих.

Перед началом земляных работ необходимо вызвать представителей организаций, имеющих вблизи газопроводов подземные сооружения (телефонные и силовые кабели, трубопроводы и т. д.), для уточнения мест их расположения и принятия при необходимости мер безопасности. Если коммуникации пересекаются с газопроводом или находятся вблизи от него, земляные работы ведутся под наблюдением представителей организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.

Котлованы и траншеи, разрабатываемые в местах, где происходит движение транспорта и пешеходов, обносят ограждениями или щитами. На ограждениях со стороны уличного движения вывешивают предупредительные знаки и надписи: «Проход запрещен», «Проезд запрещен», «Тихий ход» и т. п., а в темное время суток устанавливают красные сигнальные фонари. Ограждения ставят вблизи железнодорожных путей нормальной колеи — не ближе 2,5 м, узкой колеи — не ближе 2 м; вблизи трамвайных путей — не ближе 1 м от оси ближайшего рельса.

Если во время работ обнаружен какой-либо непредвиденный трубопровод или кабель, работы следует остановить и сообщить об этом руководителю, который, ознакомившись с обстановкой на месте, дает указания о порядке дальнейшего ведения работ.

Разработку котлованов и траншей нельзя вести с подкопом стенок при нависающем грунте. Весь грунт из котлована надо выбрасывать на расстояние не менее 0,5 м от края разработки, что бы он не создавал дополнительной нагрузки, которая может привести к обвалу. Кроме того, этим обеспечивается проход по краю котлована или траншеи и предотвращается падение в них различных предметов. Булыжный камень, асфальт и бетон складывают в стороне порознь и не засыпают землей.

Инструмент, инвентарь и материалы располагают на расстоянии не менее 1 м от края траншеи или котлована так, чтобы исключалась возможность их скольжения и падения. Особенно внимательно надо следить за положением и правильной установкой высоких и тяжелых предметов: ацетиленовых генераторов, баллонов, труб, арматуры, падение которых может привести к несчастным случаям.

Для спуска рабочих в котлованы и траншеи устанавливают стремянки шириной не менее 0,6 м с перилами или приставные лестницы.

«Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве»,
А.Н. Янович, А.Ц. Аствацатуров, А.А. Бусурин