Главная / Профилактика травматизма в строительстве / Расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве / Классификация несчастных случаев, происшедших на производстве в результате опьянения

Классификация несчастных случаев, происшедших на производстве в результате опьянения


Несчастный случай квалифицируется как не связанный с производством, если его непосредственной причиной явились действия пострадавшего, вызванные опьянением.

Если же между фактором опьянения пострадавшего и наступившим увечьем отсутствует прямая причинная связь, то несчастный случай с рабочим и служащим следует квалифицировать как связанный с производством. Таким образом, лишь факт опьянения пострадавшего не может служить основанием считать случай не связанным с производством.

При рассмотрении вопросов о квалификации несчастных случаев, происшедших в результате опьянения, необходимо руководствоваться заключением лечебного учреждения, а при смертельном исходе — заключением судебно-медицинской экспертизы, запрашиваемым техническим инспектором профсоюза1.

Критерии определения степени опьянения приведены в таблице ниже:

Содержание спирта в крови, ‰2 Функциональная оценка
Менее 0,2 В пределах физиологической нормы
0,2—0,3 Проверяемый практически трезв
0,3—0,4 Очень небольшое ослабление координации мелких точных движений, глубокого внимания, восприятия (вождение автотранспорта недопустимо)
0,5—0,9 Слабое опьянение—утомляемость, некоторое нарушение координации при мелких и грубых движениях
1,0—1,9 Опьянение средней степени, значительная эмоциональная устойчивость, подчас опасная для окружающих, неясная речь, шатающаяся походка; нарушение психики, ориентировки, иногда резкая сонливость
2,0—2,9 Сильное опьянение, снижение болевой чувствительности до полной анестезии, начальные признаки отравления алкоголем, возможен смертельный исход
3,0—5,0 Острое отравление алкоголем, опасное для жизни состояние
Более 5,0 Обычно наступает смерть

Очень часто допускаются ошибки при квалификации несчастных случаев, происшедших с работниками, обслуживающими автотранспорт и другие транспортные средства в состоянии алкогольного опьянения. Автогрейдерист управлял машиной в нетрезвом состоянии, на уклоне с плохим дорожным покрытием превысил скорость, не справился с управлением и допустил аварию, в результате чего получил травму. Этот случай не связан с производством, так как причиной аварии явилось нарушение правил уличного движения, вызванное опьянением грейдериста.

1 Методическое письмо Главного судебно-медицинского эксперта Министерства здравоохранения СССР, утвержденное зам. начальника Управления специализированной помощи Министерства здравоохранения СССР, от 24 февраля 1961 г. (Имеется во всех судебно-медицинских экспертизах).
2‰ (промилле) — единица концентрации вещества; в данном случае — 1 г спирта на 1 кг веса человека.


«Профилактика травматизма в строительстве»,
Г.В.Лесенко, Ю.В.Борисполец, А.Д.Гапоненко